Воспоминания и заметки о городе Владимире оставили многие. Столица Владимирской области в этих мемуарах предстает то патриархально-церковной, то уютно-вишневой, то грязно-мещанской, то промышленно-индустриальной, то тайной и загадочной, то скучной.
Свой вклад в пеструю палитру впечатлений от Владимира внес и известный российский бард, поэт, писатель и переводчик, автор лирических и шуточных песен под гитару и русского перевода мюзикла «Чикаго» Александр Карпов (1971-2002), трагически погибший в Москве во время штурма захваченного террористами дома культуры на Дубровке.
Москвич Александр Карпов, или Александр О’Карпов, Шурман (как его называли друзья) с Владимиром был связан очень тесно. Впервые в столице Владимирской области он появился в середине 90-х: окончив геофак Московского педагогического института, Карпов начинает искать свою дорогу в жизни.
Позднее, выступая на концертах, о работе промоутером во Владимире он вспоминал очень иронично:
В это время Карпов уже вовсю писал стихи и песни. Во Владимире он обзавелся множеством друзей из местной творческой среды, и вплоть до гибели приезжал во Владимирскую область на бардовские концерты, которые проходили в основном в «Черном зале» Новой сцены. Выступал с товарищами из московской творческой ассоциации «32 августа» и с владимирскими бардами. Некоторое время Карпов даже снимал во Владимире квартиру на улице Чайковского.
Во Владимире в июне 1998 года бард сыграл свадьбу. Родной город его жены Светланы - Владимир.
Александр Карпов - приветствовал всяческую «карнавализациию жизни», очень любил собирать «шутки, приколы и хохмы», сочинять «всякую смешную ерунду». Его заметки о Владимире и его жителях полны юмора и доброй иронии. Они входят в цикл «Жизненные наблюдения», опубликованный во втором томе собрания сочинений «Александр О’Карпов. Байки и были». Приводим некоторые из них.
О владимирских магазинах, чудесных свойствах хрена и кетчупе «Чипполино»
«Да и в самом Владимире, признаться, я неоднократно становился свидетелем шикарных изречений. Вижу в магазине несколько видов кетчупов. Среди них один под названием «Чиполлино». Я задаю, как мне кажется, вполне логичный вопрос:
- Простите! А кетчуп «Чиполлино», он что — с луком?
Продавщица, на лице которой смешано подозрение с презрением, в ответ спрашивает:
- С чего вы взяли?!
Честно признаюсь – с ответом я не нашелся».
«Жена видела во Владимире на книжном прилавке, среди всякой литературы для садоводов и огородников, три книги. Первая называлась "Хрен в огороде", вторая "Хрен на столе" и третья "Хрен - ваш доктор"».
Об особенностях распития портвейна в «Политехе»
«Как-то раз решили мы с Андреем Солодиловым - бардом из Владимира - посетить знакомого преподавателя Политехнического института упомянутого города. Зная, что на его кафедре уже чуть больше часа идут посиделки, и застолье в самом разгаре, мы решили не отставать от друзей и по-митьковски выдуть бутыль портвейна прямо перед входом в аудиторию. Прикинувшись студентами-вечерниками, мы проникли в здание института. Однако на втором этаже, перед нужной нам дверью, уборщица мыла пол. На третьем этаже царила тишина, и если бы кто нас засёк, могли бы возникнуть проблемы. Первый же этаж был и так полон народу. В итоге мы решили распить портвейн на лестничной площадке между этажами. Но в тот самый момент, когда Андрей поднёс бутылку к губам и сделал первый глоток, прямо над нашей головой включился институтский звонок! На пустой лестнице в вечернее время этот звонок прозвучал так резко и оглушительно, что Солодилов поперхнулся вином, а я с ужасом представил себе, что у нас научились делать сигнализации, реагирующие на пьющих студентов».
О находчивости владимирских отцов
«Впору создавать цикл владимирских троллейбусных баек.
Сцена в таком троллейбусе. Дорога проходит мимо поля, в котором бродят коровы. Маленький мальчик спрашивает своего папу:
- Папа! А куда коровы идут?
Папа, отличающийся чёрным юмором, говорит:
- А идут они на мясокомбинат! Там из них колбасу, да котлеты делать будут!
Кто-то из пассажиров ухмыляется, кого-то этот цинизм коробит. И тут у всех на глазах молодой бычок бесстыдно взгромождается на тёлку.
- Папа! - снова оживляется ребёнок. - А что эта коровка делает?
Пассажиры замирают в ожидании ответа папы. И тот выдаёт:
- А это, сынок, она смотрит, далеко ли до мясокомбината».
О находчивости владимирских детей
«Следующая троллейбусная история.
Маленький мальчик сидит на коленях у мамы, болтает ногами и постоянно пачкает ботинками стоящих рядом пассажиров. Мама делает ему замечание. Он не реагирует. Мама снова делает замечание. Тот - ноль эмоций. Наконец, не выдерживает папа:
- Ты почему маму не слушаешь? Что это такое? Сколько можно говорить тебе, чтобы ты смирно сидел?!
И тут ребёнок выдаёт:
- А тебе сколько раз мама говорила: "Не писай в раковину!" А ты всё равно писаешь и писаешь!
Немая сцена».
Про владимирского Вовочку
«Обратите внимание, почему-то во всех этих байках главным действующим лицом является маленький мальчик. Может это владимирский Вовочка?
Опять-таки, едет себе этот Вовочка в троллейбусе. На коленях у него лежит огромный арбуз. Рядом стоит бабушка, которая долго громко вслух умиляется:
- Ути-пусеньки! Какой мальчик хорошенький! Маме помогает - такой тяжёлый арбуз везёт! А дома со всеми поделишься?
Мальчик хмуро хранит молчание. Бабка не унимается:
- А со мною поделишься? Ну? Скажи, поделишься с бабушкой?
И тут мальчик злобно так кидает:
- Пойди да купи!
Бабушка в шоке. Пассажиры хихикают. И тут встревает мама мальчика, сидящая рядом:
- Это что ещё такое?! Как ты разговариваешь со взрослыми?! Тебя что, никто не учил, как нужно вежливо обращаться к незнакомым людям? Как ни стыдно! Что надо было сказать, а? Нужно было сказать - пойдиТЕ да купиТЕ!»
Об особенностях концертной деятельности владимирских коллективов
«Владимирский поэт Гоша, помимо того, что пишет стихи, ещё и профессионально танцует в фольклорном ансамбле театра "Разгуляй". Как-то рассказал забавный эпизод.
Программа некоего концерта строилась следующим образом: вначале выходил ансамбль народных инструментов, потом на сцене его сменяла танцевальная группа, затем хор, и всё повторялось снова. И вот, из-за кулис появляются музыканты, и только готовятся занять место на сцене, как в зале слышится смех. Музыканты судорожно оглядывают себя и друг друга, но ничего подозрительного не находят. Ну, отыграли песню, другую. Встали, изготовились уйти - в зале снова смех! За кулисами ещё раз тщательно осматривают друг друга. Всё в порядке! Тем временем, выступают танцоры, певцы - публика принимает нормально. Второй выход музыкантов - в зале уже стоит хохот. Те ничего не понимают, кое-как отыгрывают программу, публика постепенно стихает. Едва ансамбль встаёт - зал опять начинает помирать со смеху. И всё повторяется снова. На сцене поют, танцуют - зрители молчат. Как только появляется музыкальный ансамбль - публика уже бьётся в истерике!
И лишь где-то после третьего выхода кто-то обнаружил причину необузданного веселья зрителей. Музыкант, играющий на бас-балалайке, выносил с собой на сцену стул, а после исполнения номера, забирал его обратно. Так вот. Кто-то, переодеваясь, повесил на перекладину между ножек стула свои, весьма неприглядного вида носки».
О владимирских талантах и поклонниках
«Однажды я привёз во Владимир неоднократно поминаемого мною Эндрю (Андрея Новикова). Владимирцы уже были наслышаны об этом персонаже, в основном, по драме "Где мои баки". К их восторгу Андрей оказался в жизни таким же, как и в байках. Особенно им проникся художник Павел Наследников, он же Бабай.
По окончании вечеринки Бабай пригласил Эндрю к себе. По дороге они порядком вмазали, после чего, придя домой, Паша принялся показывать Новикову свою мастерскую. Эндрю ткнул в первую попавшуюся картину на стене и заявил:
- Это крутейшая картина! Я в жизни не видел ничего круче! Это полный класс! Здорово!
Бабай тут же снял картину со стены и вручил Эндрю.
- Дарю!
Эндрю полез в карман, достал пачку сторублёвок и, отслюнявив одну, протянул Бабаю.
- Дарю!
После этого друзья пообнимались, высказали друг другу комплименты, и Эндрю принялся рассматривать остальные работы художника.
- А вот эта картина, - начал он, - ещё круче! Это ваще шедевр! Бабай, ты крут! Это гениальная картина!
- Сто рублей! - не моргнув глазом, заявил Бабай».