В список проблемных объектов Владимирской области, которые по сочному выражению губернатора Светланы Орловой «хочется обнять и плакать», попал и владимирский железнодорожный вокзал. Губернатор Орлова считает, что вокзал как «ворота в город» и площадь перед ним нужно срочно приводить в порядок, создавать условия для туристов и людей с ограниченными возможностями.
10 лет на владимирском железнодорожном вокзале вместо эскалатора на надземный переход к платформам поездов дальнего следования ведет мраморная лестница. Высота и крутизна ее - серьезное препятствие не только для инвалидов. Покоряя эти ступени с тяжелой ручной кладью даже здоровые люди рискуют внезапно ограничить свои возможности.
История вокзального эскалатора - предшественника лестницы - полна драматизма. Он был введен в эксплуатацию во вновь построенном здании вокзала в 1976 году. Подъемно-транспортный механизм с движущимися ступенями был из экспериментальной партии.
Не прослужив даже 15 лет, эскалатор начал барахлить и ломаться, пассажирам приходилось спускаться и подниматься по лестнице северного фасада вокзала. Для ремонта эскалатора в начале 1990-х были приглашены специалисты московского метрополитена. Они за работу не взялись, потому что эксперимент с эскалаторами этого типа себя не оправдал, их сняли с производства и перестали выпускать запчасти.
Тогда руководству вокзала пришлось обращаться к специалистам метрополитена Северной столицы. Как писала газета «Призыв», питерские мастера согласились помочь за 9 миллионов рублей (сумма серьезная - на то время это около 300 среднемесячных зарплат). В апреле 1993 года одну из двух машин разобрали и увезли в Санкт-Петербург на починку.
Эскалатор на железнодорожном вокзале города Владимира с перебоями продолжал работать и позднее. Был период, когда двигалась только та лестница, которая шла вверх. В конце 1990-х-начале 2000-х годов пассажиры окончательно стали преодолевать подъем и спуск пешком по замершим ступеням эскалатора, а начальство вокзала стало думать, что делать дальше. Вопрос о замене эскалатора на новый рассматривался, однако, как вспоминают очевидцы событий, конструктивные особенности здания вокзала не позволяли вписать в него эскалаторы, представленные в то время на рынке. Отрезвляющим фактором, очевидно, была и стоимость подъемного устройства.
Тем не менее, летом 2004 года начальник Горьковской железной дороги Виктор Сехин заявил, что лестница - это «вчерашний день» и эскалатор на владимирском вокзале будет через год.
Открытие состоялось менее чем через год - весной 2005 года. Только открывали все же «вчерашний день» - мраморную лестницу на металлоконструкции с пандусами, которую возвели нижегородские и чебоксарские специалисты за 2 месяца. Именно к ней у многих современных пассажиров множество претензии. Тем не менее, похоже, что в ходе намечающейся реконструкции железнодорожного вокзала о возвращении эскалатора речи, увы, не идет.