Автобан пробил путь сквозь Владимирскую область

Во Владимирской области в ушедшем году открыли движение по первым 85 километрам платной федеральной трассы М-12. Пока проехать можно от Петушков до обхода Бараков. Остальные владимирские участки автобана обещают запустить до сентября 2023 года
СПЕЦПРОЕКТЫ Автор: 3 января, 14:01 7537
итоги 2022

УДАРНАЯ СТРОЙКА

В самом конце 2021 года руководство госкомпании «Автодор» заявило, что дорожники могут приступать к основной стройке М-12: Главгосэкспертиза одобрила проектно-сметную документацию на 1, 2 и 3 этапы автобана, которые проходят по Владимирской области от Покрова до Мурома. К этому моменту весь владимирский коридор новой дороги, длиной в 219 километров, был уже пробит, формировались насыпи, на некоторых участках был уже уложен так называемый «пробный асфальт».

Подпись видео

В 2022 году строители взялись за автобан за ударными темпами. Уже к концу января земельное полотно в пределах региона возводилось на 171 километре. Работы велись на 59 искусственных сооружениях из 75. На стройке было задействовано 3 тысячи человек и 945 единиц техники.

Подпись видео

Активная фаза асфальтирования дороги началась в конце апреля. В конце сентября больше половины всего 739-километрового автобана была уже заасфальтирована. Из 219 километров, проходящих по Владимирской области, асфальт к этому времени был уложен уже на 118 километрах автобана, 33-й регион оказался в лидерах по масштабам асфальтирования М-12.

В начале февраля 2022 года стало известно, что движение по 2 этапу трассы, расположенному под Владимиром и частично дублирующему Южный обход, будет открыто не в 2023 году, а уже в конце 2022 года. Соответствующее заявление сделал вице-премьер правительства России Марат Хуснуллин.

НЕГАТИВНЫЕ МОМЕНТЫ

Громких акций протеста в связи с реализацией проекта М-12 в 2022 году уже не было. Однако без конфликтных ситуаций и претензий к строителям не обошлось. В феврале счетная палата Российской Федерации, проверив ход работ подготовительного периода М-12, опубликовала отчет. В нем говорилось о неправомерной компенсации при изъятии недвижимости под трассу и о задержках в резервировании земли. Кроме этого, государственной компании «Автодор» было указано на несоблюдении сроков разработки проектной документации и на недостатки проекта, а именно - на нехватку транспортных развязок, в том числе во Владимирской области.

В некоторых районах, через которые проходит трасса, надзорные ведомства находили нелегальные карьеры по добыче песка. Хозяев участков привлекли к административной ответственности за нарушение земельного законодательства. Легальные карьеры быстро увеличивались в площадях, «сжирая» бывшие сельхозугодия. Расширение этих искусственных водоемов за счет полей, которые еще могли быть использованы по назначению, вызывало недовольство местного населения. Так в деревни Гридино Судогодского района в апреле-мае прошли флешмобы и пикеты против увеличения площади песчаного карьера.

Подпись видео

Много было претензий и по поводу порчи областных и местных дорог тяжелой техникой подрядчиков «Автодора». Жалобы на разбитый асфальт, на летящий с грузовиков щебень, на отсутствие культуры вождения у водителей КАМАЗов приходили из Покрова и его окрестностей, из населенных пунктов в районе Энергетика, из поселка Добрятино Гусь-Хрустального района и из других мест. По словам директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области Николая Тенякова, ремонт местных дорог, поврежденных во время строительства М-12, начнется весной 2023 года, восстановить предстоит 420 километров региональных и муниципальных трасс.

Подпись видео
Подпись видео

Что касается игнорирования водителями подрядных организаций правил дорожного движения – то несколько таких случаев закончились серьезными авариями. 17 января возле кладбища «Высоково» города Владимира, где М-12 пересекает трассу «Владимир — Коняево», по вине КАМАЗа строителей автобана серьезно пострадал рейсовый автобус «Владимир - Радужный» с пассажирами на борту. 5 апреля в том же месте еще один КАМАЗ въехал в автобус, идущий в Радужный. 3 октября самосвал поставщика песка в районе деревни Кондряево Судогодского района, двигаясь по уже уложенному полотну М-12 с поднятым кузовом, на полном ходу въехал в балку путепровода. В результате конструкция путепровода частично обрушилась.

Подпись видео
Подпись видео

Более серьезные последствия имело ЧП, произошедшее на еще не открытом участке трассы в Собинском районе. Водитель грузового самосвала «Скания» во время движения, не убедившись в безопасности маневра и отсутствии людей, совершил наезд на дорожного рабочего. Попавший под самосвал работник погиб на месте аварии до приезда скорой помощи. Уголовное дело передано в суд.

Подпись видео

Ночью, 10 ноября в Петушинском районе, около деревни Таратино, на автобане произошло столкновение КАМАЗа и экскаватора «Вольво», серьезные травмы получил 21-летний пассажир грузовика.

ДОРОГАЯ ТРАССА СТАЛА ЕЩЕ ДОРОЖЕ

В конце апреля 2022 года Марат Хуснуллин заявили, что стоимость строительства трассы М-12 снова выросла и превысила 800 миллиардов рублей. Причины - удорожание стройматериалов и продление трассы с выходом на Екатеринбург. Заместитель Михаила Мишустина признал, что строительство автобана ведется с отставанием от графика на 5%.

Подпись видео

В начале июня уже председатель правления госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко заявил, что стройка М-12 обойдется примерно на 30% дороже по сравнению с первоначальной оценкой. По словам Петушенко, смета в 630 миллиардов рублей была сделана на этапе технико-экономического обоснования по объектам-аналогам. Но жизнь внесла свои коррективы в эти расчеты.

ПОТРЕБОВАЛОСЬ УСКОРЯТЬСЯ

В середине лета «Автодор» уже отчитывался об ускорении строительства на втором участке трассы, расположенном под Владимиром. В это время только на нем работало 1,5 тысячи человек и 300 единиц спецтехники.

Подпись видео

В начале июля было успешно проведено подключение наружного освещения по временной схеме на развязке М-12 с трассой М-7 под микрорайоном Энергетик. На дороге «Владимир - Коняево» в районе городского кладбища «Высоково» запустили рабочее движение по новому путепроводу. Активно строились новые мосты через Клязьму, Воршу и Колокшу, путепроводы над трассой М-7 «Волга», над железными дорогами, подъездами к Мостострою и парк-отелю «Жемчужина Золотого Кольца».

Подпись видео
Подпись видео

В августе «Автодор» огорчил владимирских водителей сообщением, что проезд по первому, открываемому во Владимирской области участку, сразу будет платным. Многие думали, что до открытия всей трассы целиком, госкомпания ради «ощущения положительного эффекта», временно не будет взимать плату за проезд. Жители Владимирской области предполагали, что, пользуясь этим промежуточным периодом, транспортные потоки будет перенаправлены на новую трассу М-12, а разбитое строительной техникой дорожное полотно Южного обхода города Владимира будет в это время приведено в порядок.

Подпись видео

Точную стоимость проезда по платному участку под Владимиром Вячеслав Петушенко озвучил в начале октября: 104 рубля - для легковых автомобилей и 312 рублей - для грузовых. То есть, примерно 4 рубля за километр - для легковушек, и 12 рублей - для грузовиков.

ОТКРЫТИЕ ПЕРВОГО ВЛАДИМИРСКОГО УЧАСТКА

За несколько дней до открытия первого 26-километрового участка М-12 во Владимирской области между развязкой в Энергетике и развязкой около деревни Захарово Судогодского района, по автобану на велосипедах проехали дорожники во главе с председателем правления «Автодора» Вячеславом Петушенко.

Подпись видео

Официальный запуск состоялся 14 октября, на транспортной развязке в районе «Энергетика». В торжественной церемонии участвовал губернатор Владимирской области Александр Авдеев, заместитель руководителя дирекции по строительству М-12 Юрий Кузьмин, генеральный директор Региональной строительной компании Борис Сакун. По телемосту из Казани, где в тот день проходила выставка «Дорога 2022», к мероприятию присоединились вице-премьер правительства Росии Марат Хуснуллин, помощник президента России Игорь Левитин, председатель правления госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко.

Подпись видео

В первые два дня работы платной дороги среднесуточная интенсивность движения превысила 4 тысячи автомобилей. В потоке преобладали легковые автомобили — 68%. На трассе была организована безбарьерная система взимания платы «Свободный поток». Разгоняться водителям разрешили пока до 110 километров в час. Но в перспективе скоростную планку могут поднять до 150 километров в час.

Подпись видео

А ЧЕРЕЗ ДВА МЕСЯЦА ОТКРЫЛИ ЕЩЕ ОДИН УЧАСТОК

В середине августа стало известно, что до конца 2022 года «Автодор» запустит во Владимирской области еще 58 километров автобана: 11 километров второго этапа М-12 — от развязки у Энергетика до села Столбищи Собинского района и еще 47 километров первого этапа трассы — от Столбищ до развязки с М-7 «Волга» под Петушками.

Этот участок, как заявили дорожники, должен обеспечить объезд городов Петушки, Лакинск, сел Пекша, Ворша, деревни Колокша и сократить время в пути от Владимира до Москвы на час - с 3 до 2 часов.

При строительстве этой дистанции было возведено 14 мостов и путепроводов, 2 скотопрогона, а также одна транспортная развязка. Стоимость строительства составила 51,5 миллиарда рублей.

Подпись видео

Также как и на первом пусковом участке, перед официальным открытием, прошел велопроезд. В нем принял участие губернатор Авдеев и качеством дороги остался доволен.

Подпись видео

Открыли 58-километровый участок 13 декабря 2022 года в районе транспортной развязки под Петушками. В торжественной церемонии по телемосту принял участие президент России Владимир Путин. Он дал старт движению транспорта по магистрали. Проезд и по этому участку с первого дня стал платным.

Подпись видео

В первую неделю работы нового отрезка М-12 в Петушинском и Собинском районах Владимирской области рамки взимания платы зафиксировали почти 21 тысячу проездов машин. Более 60% поездок по обходу Петушков до Владимира были совершены жителями Москвы, Московской, Владимирской и Нижегородской областей. Почти 70% проездов пришлось на легковой транспорт.

МОСТ ПОД МУРОМОМ

Из объектов М-12 во Владимирской области в 2022 году больше всех прославился вантовый мост через Оку севернее Мурома. Его общая протяженность - 1,3 километра. Мост будет стоять на 17 опорах. Общий вес металлических конструкций объекта превысит 7 тысяч тонн.

Подпись видео

Весь 2022 год этот объект не сходил с новостных полос. То весной перед паводком водолазы проверяли герметичность шпунтового ограждения котлована русловой опоры. То в июне Марат Хуснуллин лично давал старт первому этапу надвижки пролетного строения моста. То «Автодор» сообщал, что впервые в практике отечественного мостостроения при возведении монолитного пилона русловой опоры муромского моста применена технология скользящей опалубки.

Подпись видео

В октябре на мосту начался монтаж вантовой системы. Всего будет установлено 34 пары вант, длинна их варьируется от 39 до 130 метров. Каждый трос конструкции — это оболочка, внутри которой находятся от 9 до 60 прядей. Каждая прядь в свою очередь состоит из 7 проволок общим диаметром 19,2 миллиметра. Система, наполовину состоящая из отечественных компонентов, разработана в России.

НАЗВАНИЕ ДЛЯ АВТОБАНА

Параллельно со строительством трассы М-12 в 2022 году россияне занимались неймингом. Среди предложенных вариантов были: «Казань», «Восток», «Моника», «Чакчак», «Эчпочмак» и другие.

Имя для М-12 попросили придумать с учетом продления трассы до Екатеринбурга. Меньше чем за неделю «Автодор» получил от россиян 339 вариантов. Самыми популярными были: «Евразия», «Казань» и «Кама». Из оригинальных названий - «Быстрица», «Смородина», «Гладиолус».

Подпись видео

Итоги конкурса подвел вице-премьер правительства России Марат Хуснуллин на открытии второго отрезка трассы 13 декабря по Владимирской области. Он предложил Владимиру Путину утвердить название «Восток» для автобана от Москвы до Тюмени (частью которой является платная дорога М-12) и название «Россия» для транснационального коридора от Санкт-Петербурга до Владивостока. Президент это предложение поддержал.

ЕСЛИ ЗАГЛЯНУТЬ В БУДУЩЕЕ

На том же мероприятии Марат Хуснуллин назвал точные сроки окончания строительства М-12. Вице-премьер торжественно пообещал Владимиру Путину, что до Арзамаса автобан будет запущен 9 сентября 2023 года, а до Казани — до конца 2023 года.

Во Владимирской области осталось достроить два участка: от Петушков до границы с Московской областью в районе города Покров и от деревни Захарово Судогодского района до границы с Нижегородской областью в районе Мурома. До конца 2024 трассу хотят дотянуть до Екатеринбурга и до Перми.

Подпись видео

В ближайшем будущем во Владимирской области вдоль М-12 появятся пять многофункциональных зон для отдыха водителей (МФЗ). На пит-стопах будут заправки, мотели, мойки и кемпинги, кафе, магазины, детские и собачьи площадки, станции техобслуживания. Потоки транспорта на зонах будут разделяться: одна парковка будет предназначена для легковых машин, другая - для грузовых автомобилей, третья - для караванеров (путешествующие в автодомах). Объекты будут «зеркальными». «Зеркальность» подразумевает размещение МФЗ с обеих сторон трассы.

В конце года владимирский Белый Дом сообщил, что в районе трассы М-12 во Владимирской области начали появляться первые логистические центры. Один из таких объектов - в районе деревни Погребищи Судогодского района. Возведен центр компанией «М12 Блок». Он расположен в непосредственной близости от трасс М-7 и М-12 (до Москвы – 188 километров, до Нижнего Новгорода – 242 километров, до Казани – 642 километров, до Мурома – 130 километров, до Владимира – 5 километров). Территория логистического центра электрифицирована, газифицирована, оснащена системами видеонаблюдения, охранной и пожарной сигнализацией. Имеются асфальтированная парковка и подъезды с трассы для еврофур. В помещениях поддерживается необходимый температурный режим. Закуплена современная техника для работы внутри складов – экологически безопасные электрические погрузчики.

В проект уже зашла одна из российских компаний – владелец розничной сети, специализирующейся на продаже компьютерной, цифровой и бытовой техники, которая складирует свою продукцию в логистическом центре.

РЕМОНТ ЮЖНОГО ОБХОДА ВЛАДИМИРА

14 октября, во время открытия 2 этапа М-12 «Москва-Казань» губернатор Владимирской области заявил, что платный дублер Южного обхода Владимира позволит дорожникам заняться наконец ремонтом разбитого двухполосного участка Южного обхода Владимира на отрезке от Энергетика до развязки с трассой на Радужный. Губернатор сказал, что ремонт может начаться уже в следующем году, он подчеркнул, что речь идет только о ремонте полотна, а не о расширении проблемного участка до 4 полос, потому что это «нецелесообразно» с учетом того, что построен платный дублер.

Кроме разбитого дорожного полотна Южного объезда города Владимира, как выяснилось, не в лучшем состоянии находится и мост через Клязьму. В 20-х числах октября на мосту неожиданно ввели запрет на проезд грузовиков массой свыше 20 тонн и нагрузкой на ось 8 тонн, скорость движения ограничили до 40 километров в час. Причиной ограничений назвали снижение несущих способностей конструкции моста. Позднее было организовано реверсивное движение.

Сейчас ограничение на проезд по мосту через Клязьму действует для автомобилей массой свыше 3,5 тонны. Фактически, по мосту на Южном объезде города Владимира, который является частью федеральной трассы М-7, могут проехать только легковые автомобили и легкие грузовики. Большегрузы должны выбирать пути объезда — например, платную трассу М-12.

Однако многие водители фур запрет не соблюдают. Из-за этого с обоих сторон моста выстраиваются длинные пробки.

В конце ноября Упрдор «Москва - Нижний Новгород» официально заявил, что деградационные процессы в конструкциях моста через Клязьму на Южном обходе города Владимира остановлены. Но ограничения по массе и скорости проезда, как и реверсивное движение, до проведения ремонтных работ отменены не будут. Точные сроки, в которые пройдет ремонт моста, как и самого проблемного участка Южного обхода пока неизвестны.

ПЕРСПЕКТИВЫ СЕВЕРНОГО ОБХОДА ВЛАДИМИРА

Если на ремонт Южного обхода надежды еще есть, то перспективы строительства Северного обхода города Владимира становятся все более призрачными. В ноябре 2022 года директор департамента транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области Николай Теняков заявил, что областные власти дважды обращались в Минтранс. В ответ федералы заявляли, что вопрос о начале проектирования Северного обхода Владимира не будет подниматься до 2028 года.

Несмотря на это, губернатор Авдеев дал поручение начать в 2023 году подготовительные процедуры: планируется заказать проект планировки территории, чтобы понять: где когда-нибудь можно будет провести эту трассу.

ХАЙВЭЙ ДО СУЗДАЛЯ

Гораздо более оптимистичные новости появились в 2022 году про дорогу из Владимира в Суздаль, которая является частью федеральной трассы Р-132 «Золотое кольцо». В июле стало известно, что Упрдор «Москва — Нижний Новгород» получил федеральные средства и заказал проект расширения участка с 256-го по 278-ой километры с увеличением полос движения до четырех. А в конце октября губернатор Авдеев заявил, что работы по расширению трассы в Суздаль могут начаться уже до конца 2022 года.

Помимо расширения проезжей части, проектом предусматривается установка электроосвещения и разделительного барьерного ограждения, обустройство одноуровневых развязок с отогнанными левыми поворотами. Примыкания от местных дорог, остановки общественного транспорта, пешеходные переходы должны быть приведены в соответствие с действующим нормативными требованиям.

В перспективе расширено должно быть более 80 километров дороги, соединяющей три города «Золотого кольца России»: Владимир, Суздаль и Иваново.

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.