Кольчугинские аэросани

От самоваров до самолетов: кольчугинские металлурги дали СССР «крылатый металл» и воплощали в жизнь смелые идеи авиационного КБ Туполева
СПЕЦПРОЕКТЫ Автор: 4 Февраля, 08:30 3764

Во владимирском журнале «Наше хозяйство» за 1926 год опубликованы фотографии новой продукции, которую знаменитые кольчугинские металлурги освоили в годы НЭПа. В то время национализированное предприятие купца Александра Кольчугина называлось «1-й Государственный завод по обработке цветных металлов». Новые хозяева производства ставили себе задачу увеличить производительность труда и наладить выпуск не полуфабрикатов, а готового товара массового потребления. И кольчугинские металлурги взялись за самовары и примусы.

muzei7_1.jpg

Начали с обыкновенных самоваров, изготовление которых состояло из 140 операций, потом стали выпускать и более сложные «фасонные». В 1926 году производство самоваров достигало уже 7 тысяч штук в месяц.

muzei8_1.jpg

Примусов делали около 10 тысяч штук в месяц. Производить их было сложнее, чем самовары - на заводе не было ни одного специалиста, знакомого с технологией. Поэтому поначалу пришлось основываться на собственном опыте и изучать образцы заграничных примусов. И уже в 1923 году на Всесоюзной сельхозвыставке кольчугинский примус был отмечен специальным дипломом.

fe70f24b408eaeac9e54ece402ae1a60.jpg

А в 1922 году, после московского съезда инженеров, на котором прозвучал призыв к созданию сплавов для авиации, на заводе в городе Кольчугино начали проводить опыты с кольчугалюминием — сплавом алюминия, никеля, меди и марганца. Первые слитки «крылатого металла» были получены в Кольчугино весной 1922 года, а в конце того же года завод приступил к изготовлению сплава и полуфабрикатов из него в промышленных масштабах.

IMG_9917.JPG

Кольчугалюминием заинтересовался Центральный Аэрогидродинамический институт, после чего на заводе появилась авиа-мастерская, в которой из нового сплава стали изготавливать аэросани, планера и глиссеры.

10-ant-6-1926-god.jpg

Первые отечественные цельнометаллические аэросани были спроектированы конструкторским бюро Туполева. Первые образцы были построены в феврале 1923 года в Москве. Испытать конструкцию решили, проехав от Москвы до Кольчугино.

Об этом путешествии рассказывает краевед Валерий Ребров в книге «Наши корни. Очерки по истории Кольчугинского края”:

«Нужно было испытать их в действии. Решили совершить пробег по маршруту Москва — Кольчугино. "Пусть кольчугинские рабочие увидят машину, построенную из созданного ими металла",— так рассуждали строители аэросаней. А.Н.Туполев вместе с коллегами отправился в путь.

Мотористом был Н.И.Петров. Вот как запомнилась ему эта поездка: "Зима 1923 года была снежная. Ехать пришлось по целине. В поездке принимали участие В. М. Петляков и И.И.Погоссхий. За проводника с нами был техник с завода Н.В.Лысенко. При обгоне крестьянских обозов, лошади, да и сами крестьяне, впервые видя аэросани, пугались, заседая в сугробах. На заводе рабочие и инженеры очень были заинтересованы аэросанями. Мы их покатали, и они остались довольны"».

Массовое производство аэросаней началось именно на Кольчугинском заводе. На фотографиях в журнале «Наше хозяйство» запечатлен цех, в котором кольчугинские рабочие собирали аэросани.

WhatsApp Image 2021-02-03 at 16.39.33.JPG

Накопив опыт работы с глиссерами и аэросанями, ОКБ Туполева в 1923 году создало одноместный опытный спортивный самолёт АНТ-1. При его конструировании впервые в авиастроении использовался металлический сплав — кольчугалюминий, хотя основными материалами всё равно оставались дерево и ткань. Через год, весной 1924 года, КБ Туполева построило первый русский цельнометаллический самолёт АНТ-2. Его планер и гофрированная обшивка целиком были выполнены из кольчугалюминия. Первый полет состоялся 26 мая 1924 года.

IMG_9919.JPG

Испытания самолета прошли успешно и началась подготовка к его серийному производству. Для этой цели Андрей Туполев решил использовать авиа-мастерскую Кольчугинского завода. Работами по строительству АНТ-2 в Кольчугино руководил помощник Туполева Евгений Погосский. Для получения необходимых навыков в Центральный Аэрогидродинамический институт одну за другой направляли группы по 15-20 кольчугинских металлургов.

c-users-vadim-documents-narabotki-teksta-po-samol-4.jpeg самолет, хранящийся в музее ВВС в Монино

Точное количество изготовленных самолетов АНТ-2 неизвестно, но из-за нехватки кольчугалюминия и двигателей машину так и не стали производить серийно.

576.jpg

Листы из кольчугаллюминия и продукцию из них, как указывают источники, в Кольчугино продолжали изготавливать вплоть до 1933 года. А потом по всей стране для этого производства были построены специальные заводы. Термин «кольчугалюминий» вышел из употребления, его заменили на «дюралюмин» или «дюраль».

plant01.jpg

В 2017 году при губернаторе Владимирской области Светлане Орловой завод «Кольчугцветмет» прекратил свое существование как самостоятельная производственная единица и вошел в состав кольчугинского завода «Электрокабель».

Самые яркие события дня — в инстаграме Зебра ТВ.