«У нас сегодня вскрывают мощи в храмах и находят куклы вместо угодников»

Вскрытие мощей, контрибуции и танцы: нелицеприятные картины Суздаля времен Гражданской войны глазами молодой девушки
СПЕЦПРОЕКТЫ Автор: 16 февраля, 14:59 8288

Госархив Владимирской области опубликовал письмо жительницы Суздаля Марии Сотниковой своему другу Григорию Абрамову в армию на Восточный фронт. Датируется оно 28 ноябрем 1919 года. Письмо интересно описанием некоторых моментов жизни в «богоспасаемом» Суздале времен Гражданской войны.

Молодая девушка без особого почтения пишет о власти большевиков, описывает выход одного из местных чиновников из партии коммунистов и его симпатиях к анархистам, упоминает о контрибуциях, которые накладывают на суздальские семьи, о раненых красноармейцах, о спектаклях и танцевальных вечерах в то время, когда в городе почти не осталось производства, о гражданских браках.

Подпись видео

Мария Сотникова также упоминает, что власти Суздаля затеяли процесс вскрытия мощей местных святых и широко используют этот факт для антирелигиозной пропаганды:

«Ну, не знаю, что еще, Гриша, черкнуть, только что у нас сегодня вскрывают мощи в соборе и при храмах находят кости, куклы вместо угодников.

Кончаю писать, иду на митинг слушать тов. Шеенкова, который чудно критикует Аверина и буржуев по поводу при том же угодников».

Как установили владимирские архивисты, смелое письмо попало в руки комиссару, который посчитал его антисоветским и переслал в Суздальский комитет партии. Эта история могла бы закончиться для Сотниковой печально, но сотрудники уездного комитета посчитали, что привлекать ее к ответственности не стоит, потому что все ей написанное – «просто девичья болтовня».

Дальнейшая судьба Марии Сотниковой пока не установлена.

EXvngLCErJ0.jpg

Что касается описанного в письме вскрытия мощей, то в феврале 1919 года в Суздале действительно были вскрыты раки святых Евфимия Суздальского и Ефросинии Суздальской. Результаты этих операций зафиксированы в отчете VIII отдела Народного комиссариата юстиции РСФСР Съезду Советов. Мощи Евфимия описаны следующим образом: «Груда истлевших и рассыпающихся от времени костей», мощи Ефросиньи так: «Матерчатая кукла с кусками костей».

mavqpv0gedtkej6gnc.jpgрака Ефросинии Суздальской
2swcipu0bw7mm270an.jpg

Вскрытие производилось по постановлению суздальского уездного исполнительного комитета (за несколько дней до официального постановления Наркомюста РСФСР о вскрытии мощей). На процедуре присутствовали священнослужители, представители местных органов власти, ВЧК и медицинские эксперты.

Ризоположенский собор.jpgРизоположенский монастырь

17 июня 1920 года «рака преподобной Ефросинии серебряная» со всем имуществом Ризоположенского монастыря была передана в бесплатное бессрочное пользование коллективу верующих. 25 июня 1920 верующим передали «под балдахином раку святых мощей» Евфимия вместе со всем имуществом Спасо-Евфимиевского монастыря.

vc28excf8e4ux6kiz8.jpgСпасо-Евфимиевский монастырь

В 1922 году было принято постановление «О ликвидации церковного имущества» и опубликован декрет ВЦИК, в котором местным властям предписывалось изъять все драгоценные предметы из золота, серебра и камней «для помощи голодающим». В конце апреля – начале мая 1922 года комиссией по изъятию церковных ценностей серебряные части рак Евфимия и Ефросинии были изъяты (76 частей раки Евфросинии – 5 пудов, 17,5 фунтов и 94 части раки Евфимия – 2 пуда, 6 фунтов). Сами мощи остались на своих местах.

29 января 1923 года приступила к работе комиссия по переучету церковных ценностей и ликвидации монастырей в Суздальском уезде. От принятия монастырских ценностей коллективы верующих на договорных началах отказались, «и на закрытие не возражали». Монахи и монахини не упорствовали, имущество было проверено, опечатано и передано в коммунальный отдел.

14 апреля 1923 губернская комиссия по ликвидации и переучету церковного имущества постановила:

«Мощи из храмов изъять и передать в народные музеи, имеющиеся в городах, а где таковых нет – направить в Губмузей. Изъятые и переданные в музей мощи должны быть раскрыты и помещены в раках под стеклом, а имеющиеся в них ценности должны быть сданы в Последгол (Центральная комиссия при ВЦИК по борьбе с последствиями голода).

В то же время верующие Суздаля обращаются с прошением отменить постановление суздальской комиссии по изъятию церковных ценностей и президиума Губисполкома об изъятии серебряных рак с мощами Федора, Иоанна, Евфимия и Евфросинии. Комиссия постановила: «Изъятие серебряных рак не может затронуть верующих, так как этого требуют сотни тысяч умирающих от голода поволжских крестьян, рабочих, городских граждан и их детей».

i1jtq8jtd655wbpg0z.jpg

В конце мая – начале июня 1923 года уполномоченной комиссией по ликвидации церковного имущества мощи Евфимия и Евфросиньи вместе с другими монастырскими ценностями были сданы в уездный отдел народного образования.

11 июля 1923 года постановлением Суздальского УИКа Спасо-Евфимиевский и Ризоположенский монастыри были переданы в ведение музейного отдела Главнауки. Позднее ликвидационная комиссия по ликвидации церковного имущества произвела передачу недвижимого и движимого имущества этих монастырей, включая раки Евфимия и Ефросиньи, представителю отдела музеев Главнауки Наркомпроса заведующему Суздальским музеем Василию Романовскому.

Летом того же 1923 года Спасо-Евфимиевский монастырь по особому договору был предоставлен в распоряжение ОГПУ для устройства политизолятора, а Ризоположенский монастырь был передан в распоряжение дивизиона войск ОГПУ. Однако все имущество монастырей по-прежнему стояло на учете в музее.

Начались взломы церквей и кражи церковных ценностей. Так, например, 3 марта 1924 года особая комиссия, осматривая собор Спасо-Ефимовского монастыря, обнаружила следы взлома. Была украдена дарохранительница и украшение от облачений, которыми была накрыта рака Евфимия, «не представляющая ценности». В октябре 1924 года произошло хищение в Ризоположенском монастыре – украли подушку и «малые покрывала с мощей».

К мощам в целях борьбы с грубыми суевериями и религиозными предрассудками водили экскурсии. Культурно-просветительская работа музея обычно заканчивалась демонстрацией рак. Так, директор музея Романовский пишет в годовом отчете за 1923 год:

«Весьма значительному числу рабочих был показан Спасо-Ефимьев монастырь, где проходили ремонтно-строительные работы ГПУ. Рабочие наиболее интересовались видом и состоянием мощей Евфимия /одни кости скелета/».

Романовский жаловался, что многочисленные группы экскурсантов тяжело водить в тесных соборах, и вынашивал мысль сосредоточить все ценности Спасо-Евфимиева и Ризоположенского монастырей в Рождественском соборе Суздаля:

«В интересах антирелигиозной пропаганды и борьбы с религиозными предрассудками это имело бы то важное значение».

Перенос состоялся в 1928-1929 годах. Сначала мощи хранились или в отделе «древнерусского религиозного культа» в суздальских архиерейских палатах или в складских помещениях. В 1929 году суздальский горсовет «ввиду невыполнения договора в части ремонта» инициирует его расторжение с верующими суздальского Рождественского собора и передачу памятника музею. В конце года музей приступил к организации в соборе антирелигиозного отдела. Сюда была перенесена большая часть музейных экспонатов из бывшего отдела древнерусского религиозного культа. В «Плане обращения в Музей Суздальского Городского Богородице-Рождественского собора» значится:

«По правой и левой сторонам двух внутренних (восточных столбов) установить раки с мощами Евфимия из Спасо-Ефимьева монастыря и Евфросиньи из Ризоположенского монастыря. В середине 1930-х антирелигиозный отдел, площадью 150 квадратных метров, стал располагаться в теплом Благовещенском соборе – пристройке Рождественского собора, сломанной в 1959-1962 годах».

Во второй половине XX века мощи Евфимия продолжали использовать для атеистических экспозиций. В одном из документов 1965 года говорится:

«Демонстрируются мощи двух суздальских святых – Евфимия и Евфросиньи вместе с актами современной судебно-медицинской экспертизы и актами вскрытия 1919 года. Ясно виден подлог – кости от разных скелетов, три берцовые кости и лишние позвонки у Евфимия и т.д.».

В 1988 году мощи были переданы в единственную действующую в Суздале церковь Константина и Елены и более 25 лет ими владела Российская православная автономная церковь. С 2007 года вокруг мощей шла скандальная тяжба с судами, с проникновением судебных приставов в Иверский храм «автономщиков» в Суздале, с попытками изъять кости, столкновениями верующих. Только в 2015 году мощи были переданы Русской православной церкви и вернулись на свои места в Ризоположенском и Спасо-Евфимиевом монастырях.


Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.