23 сентября Законодательное Собрание рассмотрит вопрос о создании регионального правительства, которое возглавит губернатор Александр Авдеев. Структура высшего органа исполнительной власти Владимирской области должна быть утверждена до 31 октября — именно до этой даты Авдеев после выборов предложил своим заместителям поработать в составе пока ещё обладминистрации.
Временно исполняющий обязанности первого заместителя губернатора Владимирской области Дмитрий Лызлов (курирует вопросы внутренней политики) в интервью Зебра ТВ пояснил, что в новой системе органов исполнительной власти департаменты будут переименованы в министерства, и их директора в статусе министров наряду с заместителями губернатора войдут в состав правительства. Комитеты и управления в структуре владимирского Белого дома войдут в администрацию губернатора (по-простому её можно назвать аппаратом). Статус инспекций не изменится.
Лызлов заявил, что необходимость создания правительства Владимирской области продиктована требованиями федерального законодательства, и его появление позволит обеспечить более качественное государственное управление в регионе.
Врио первого вице-губернатора пояснил, что принцип согласования заместителей губернатора депутатами ЗакСобрания будет сохранён (министры через это проходить не будут), а в случае смены губернатора, в отставку автоматически будет подавать всё правительство (сейчас это требование распространяется только на заместителей главы региона).
Дмитрий Лызлов сообщил, что областному бюджету создание правительства обойдётся менее, чем в 1 миллион рублей, что в общих расходах казны — капля в море.
***
Создание правительства - принципиально иная административная реформа, или это происходит в развитие той реформы, которая проводилась при губернаторе Сипягине?
Начнём, наверно с того, что такое административная реформа? Это определенное коренное изменение структуры, задач, функций государственных органов.
Вспомним историю 2003-2005 годов, когда распоряжением правительства была утверждена концепция административной реформы. И она-то как раз предусматривала коренные изменения. В чем они заключались?
Было три основных тезиса.
Первый тезис — это разграничение полномочий между федеральными и региональными органами.
Второй тезис — это исключение дублирующих функций и заполнение пробелов, когда никто не занимался какой-то сферой.
Третий тезис — это разграничение деятельности по выработке государственной политики, контрольно-надзорной деятельности и оказания услуг. До этого периода зачастую все эти направления были перемешаны в некоторых структурах.
В 2005 году эта концепция и произошедшие изменения в законодательстве после этого определили, что есть органы, которые осуществляют выработку государственной политики и нормативное регулирование. Условно говоря, это - министерства, в нашем случае - департаменты. Второе — это контрольно-надзорная деятельность, инспекции появились. А оказание услуг возложили на подведомственные учреждения, вычленив из полномочий государственных органов.
Вот это была реформа. Она предполагала анализ полномочий, анализ функций, и на основании этого анализа как раз происходило разграничение. Именно тогда появилось в законченном виде то, что мы называем администрацией Владимирской области и подведомственными учреждениями. Всё остальное — это, в общем-то, корректировки системы, которая сложилась в то время.
Думаю, что изменение наименований, изменение определённых функций, трудно назвать административной реформой, поэтому и сейчас я бы не использовал такой термин, как административная реформа.
Конечно, те изменения, что сейчас будут произведены, носят, безусловно, системный характер. Они охватывают практически все государственные органы, они затрагивают соотношение их полномочий. Да, они достаточно значимые, серьезные. Реформа это или нет — я не готов сказать. Это изменения, которые вызваны требованиями федерального законодательства, и, по сути, преследуют несколько задач: во-первых, обеспечить приведение структуры органов власти в соответствие с федеральным законом, обеспечить единство органов публичной власти - как федеральных, так и региональных, обеспечить централизацию управления, ведь некоторые говорят, что есть риски потери управляемости. Как раз задача тех изменений, которые будут внесены, в том, чтобы эту централизацию управления и управляемость сохранить.
О чем идёт речь?
Первое: устанавливается система органов исполнительной власти. Она включает в себя правительство как высший орган исполнительной власти во главе с губернатором. То есть губернатор выступает одновременно как высшее должностное лицо региона и одновременно как руководитель высшего органа исполнительной власти.
Второе: в состав правительства входят все заместители губернатора. Также в состав правительства входят министры. Это высший орган исполнительной власти.
А заместители губернатора, по сути, будут заместителями председателя правительства?
Я знаю, что некоторые регионы, допустим, Ярославская область, вводят отдельно должности замов губернатора, отдельно зампредов правительства. Заместители губернатора по должности являются членами правительства, и всё. Должности заместителей председателя правительства не предусматривается законопроектами. Здесь мы старались максимально логичную и понятную схему сделать без искусственных усложнений.
Губернатор возглавляет правительство. В состав правительства помимо губернатора входят заместители губернатора и министры.
Но вице-губернаторов называть заместителями председателя правительства будет некорректно?
Да, некорректно.
То есть, они просто члены правительства?
Да, заместители губернатора, члены правительства. Также и министры по должности входят в состав правительства. Департаменты приобретают статус министерств.
Например, директор департамента социальной защиты населения Владимирской области Любовь Евгеньевна Кукушкина…
Будет министром социальной защиты населения Владимирской области, да.
Конкретный состав министерств — это называется, по-научному скажем так, структура органов исполнительной власти. Система — это виды: министерства, инспекции и так далее. А структура органов исполнительной власти - по сути их перечень; он определяется отдельно вторым этапом - указом губернатора. Это полномочия губернатора. То есть, после того как Законодательное Собрание принимает закон, наступает второй этап, когда утверждается структура органов исполнительной власти. Она должна быть утверждена до 31 октября. Отсюда, кстати, отсылка к тому, почему появилась дата 31 октября…
До которой Александр Авдеев после выборов предложил своим заместителям поработать в статусе временно исполняющих обязанности?
Да.
Помимо правительства, в систему органов исполнительной власти входят также инспекции, которые осуществляют контрольно-надзорные функции, и представительство. Также в систему будет входить администрация губернатора. То есть это орган исполнительной власти, который будет обеспечивать работу и губернатора и правительства.
Это будет аппарат?
По сути - аппарат, да. То есть, наши все службы: государственно-правовой комитет, контрольный, документооборот, обращение граждан. Это администрация губернатора.
Еще будет ряд нововведений. Регулируется порядок сложения полномочий правительства. То есть губернатор, условно говоря, уходит в отставку или срок его полномочий истекает, правительство слагает полномочия. Сейчас слагают полномочия заместители, а тут и министры будут поступать так же. А уже [новый] губернатор примет решение, кто дальше продолжает работать, или утвердит новый состав правительства.
Также уточняется система нормативных актов помимо традиционных законов и постановлений, теперь будут постановления правительства Владимирской области, также приказы администрации губернатора и приказы министерств. Вводится государственный реестр нормативно-правовых актов. Но это уже детали.
Отмечу, что сохраняется процедура участия Законодательного Собрания в формировании правительства через согласование заместителей губернатора. Она не меняется.
Министров депутаты не будут согласовывать?
Министров — нет. Заместители губернатора согласовываются Законодательным Собранием. Эта система остается.
Порядок работы правительств будет регламентом утверждаться. Это уже следующий документ. До Нового года мы всё это примем.
Государственные унитарные предприятия также будут в подведомственности у министерств?
Да.
Например, ДСУ-3 было при департаменте транспорта и дорожного хозяйства, соответственно, перейдёт к министерству транспорта?
Да, всё правильно.
Вице-губернатор Боцан-Харченко два года занимался этим делом. Было много скандалов, споров, критики, в частности, по молодёжной политике. Но в итоге всё сводится просто к переименованию?
Нет, безусловно, важные моменты были также проведены, определённые отраслевые ведомства были из структуры аппарата вычленены. Это правильный подход, потому что отраслевое ведомство должно вырабатывать государственную политику, осуществлять нормативно-правовое регулирование — это прямая характеристика органа исполнительной власти. Думаю, это правильный подход, поскольку нет необходимости в аппаратных структурах иметь отраслевые ведомства.
Есть мнение, что Боцан-Харченко ничего не добился с реформой власти. На ваш взгляд, результаты его деятельности есть?
Я не могу сказать, что Аркадий Александрович Боцан-Харченко ничего не добился. Что-то можно было сделать так, как он сделал; что-то можно было сделать иначе в подходах, но определённые здравые вещи присутствовали.
Правительство когда заработает?
С 1 января. 31 октября должна быть утверждена структура органов исполнительной власти. Два месяца уйдёт на то, чтобы подготовительные мероприятия осуществить.
Как правильно будет называть Александра Авдеева?
Губернатор Владимирской области.
И всё?
Всё. Он по должности возглавляет правительство. Здесь постарались всё сделать логично, понятно и структурировано. Есть зона ответственности министерства, но министр по должности в правительстве, и он несёт ответственность за принимаемые решения, и он понимает, какие решения. Он высказывает их на заседаниях при рассмотрении вопросов, затем реализует на принципе единоначалия в своем ведомстве.
Авдеев на пресс-конференции по итогам выборов говорил, что много новых людей в правительстве не будет. По вашим прикидкам, возможно радикальное обновление персонального состава правительства?
Если губернатор сказал, что такого не будет, значит, не будет.
Там, где функционал не меняется, произойдёт переименование. За счет этого исключаются сокращения и повышенные выплаты. Вернёмся, допустим, к департаментам. Они просто переименовываются в министерства, и мы уходим от этих рисков.
В плане расходов [при переходу к правительству Владимирской области], оценочно, на бланки, печати, какие-то ещё документы — не думаю, что мы за 900 тысяч рублей выйдем.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.