Из уголовного дела бывшего вице-губернатора Елены Мазанько пропали протоколы допросов 20 свидетелей

Ленинский районный суд города Владимира рассматривает уголовное дело бывшего вице-губернатора Владимирской области. Из-за коронавируса часть заседания осталась закрытой для журналистов, но некоторые подробности все же стали известны. Так, гособвинитель озвучил протоколы обыска в квартире у Елены Мазанько и результаты нескольких экспертиз
Новости Автор: 21 сентября 2020, 14:54 18 14231
Эксклюзив
Фото из архива. Суд по настоянию стороны защиты запретил фото- и видеосъемку заседания

В Ленинском районном суде города Владимира продолжается рассмотрение уголовного дела Елены Мазанько, вице-губернатора Владимирской области в 2013-2018 годах. Согласно материалам на сайте суда, ей предъявлено обвинение в получении взяток в крупном и особо крупном размерах (ч. 5 и ч. 6 ст. 290 УК РФ).

Следователи считают, что в 2014 году Мазанько за деньги помогла кемеровским предпринимателям Ивану Лянгу и Елене Осиповой выиграть госконтракты на ремонт актового зала и поставку мебели во владимирский Белый дом, а также на капитальный ремонт здания областного департамента здравоохранения.

Лянгу и Осиповой предъявлено обвинение в даче взяток группой лиц по предварительному сговору в крупном и особо крупном размере (ч. 5 и ч. 6 ст. 291 УК РФ). Бывшие супруги учредили фирмы «Активстройгарант» и «Стройгарант», объявленные победителями торгов на ремонт административных зданий во Владимирской области.

Фабула обвинения до конца неясна. Заседание по делу Елены Мазанько, Ивана Лянга и Елены Осиповой началось 1 июня, но из-за борьбы с коронавирусом суд почти три месяца проходил в закрытом для журналистов и наблюдателей режиме. Адвокаты бывшего вице-губернатора от комментариев отказались.

Ограничения, действующие из-за пандемии COVID-19, несколько нарушили и логику процесса. Некоторым свидетелям больше 65 лет, и они не могут дать показания в суде, так как вынуждены соблюдать режим изоляции. Поэтому допрос свидетелей проходит параллельно с изучением материалов дела.

Жизнь без средств к существованию

Обвинение Елены Мазанько выстроено на результатах нескольких экспертиз, показаниях свидетелей и обвиняемых. Так, Иван Лянг рассказал следователям, как передал Мазанько 2 миллиона рублей в коробке из-под обуви на террасе владимирского трактира «Околица». Упоминание об этом содержится в протоколе осмотра террасы, которое гособвинитель озвучил в суде.

Как бывший вице-губернатор распорядилась деньгами – непонятно. Следователи трижды за последние три года обыскивали ее квартиру в доме №25 на Октябрьском проспекте города Владимира, но не нашли всей суммы. По словам Елены Мазанько, сотрудники силовых структур оставили ее без средств к существованию. У нее изъяли даже значок с надписью «Кузбасс» – подарок губернатора Кемеровской области Амана Тулеева «за хорошую работу».

Первый обыск дома у Мазанько прошел 2 июня 2017 года при участии сотрудников ФСБ. Силовики пришли в 22:30 до решения суда, так как опасались, что вице-губернатор уничтожит важные для следствия документы, зачитывал гособвинитель протокол оперативно-следственного мероприятия.

Вице-губернатор пустила следователей в квартиру после того, как с помощью «технических средств МЧС» вскрыли дверь в тамбур. Обыск продолжался почти четыре часа, еще столько же времени понадобилось, чтобы составить протокол. Силовики осмотрели спальню, рабочий кабинет, гостиную, совмещенную с кухней, залезли в гардероб.

У Елены Мазанько нашли и изъяли несколько сим-карт, компакт-диски, квитанцию об оплате аренды банковского сейфа, справки о ее доходах и доходах ее мужа Александра Мазанько, три iPad, два телефона Nokia, два iPhone 4, iPhone 5, два iPhone 6, 41 тысячу рублей и 1 327 долларов наличными, 46 банкнот номиналом 5 тысяч рублей каждая и заявление об увольнении по собственному желанию, которое 27 мая 2017 года вице-губернатор Александр Лобаков написал на имя губернатора Светланы Орловой.

Второй раз следователи устроили обыск в квартире у Елены Мазанько 14 февраля 2018 года. На этот раз у нее изъяли подарочную икону, наручные часы мужа, банковские карты, медицинские документы, загранпаспорт, компакт-диски с «песнями, не представляющими интереса для следствия», коллекционные монеты и украшения из «металлов белого и желтого цвета».

Протокол третьего обыска в квартире у бывшего вице-губернатора гособвинитель в суде еще не озвучил, зато огласил протокол обыска в кемеровской квартире Ивана Лянга и Елены Осиповой. 3 июня 2017 года следователи забрали у них два iPhone, «компьютер марки Apple» и несколько боевых патронов.

Экспертизы с неоднозначными выводами

Правоохранительные органы заказали как минимум три экспертизы для доказывания вины Елены Мазанько, а также привлекали к оценке действий подсудимой сотрудников Федеральной антимонопольной службы. Защита с выводами привлеченных экспертов категорически не согласилась. Адвокаты намерены вызвать их в суд для допроса.

Чтобы оценить, насколько обоснованной была цена контракта на поставку мебели в актовый зал владимирского Белого дома, следователи заказали товароведческую экспертизу. Ее результаты остались недоступны для сторонних наблюдателей – Зебра ТВ удалось услышать только несколько страниц приложений, зачитанных гособвинителем.

Елена Мазанько и ее адвокаты обратили внимание, что эксперт ижевского бюро «Флагман» оценивал закупленные мебель и оборудование в ценах 2015 года, хотя поставка осуществлялась на год раньше. Эксперт с непрофильным образованием применял специальные коэффициенты, чтобы привести цены в соответствие с ранними аналогами, но, по мнению Мазанько, не учел резко выросший в начале 2014 года курс доллара.

Две строительные экспертизы установили, что стоимость ремонта здания облздрава на Большой Московской, 61 была завышена. По контракту работы обошлись бюджету Владимирской области почти в 31 миллион рублей. Эксперты с помощью «карандаша, блокнота, лазерного дальномера и рулетки» осмотрели здание и пришли к выводу, что по факту работы стоили на 2,8 миллиона рублей меньше.

Oblzdrav.jpgЗдание департамента здравоохранения Владимирской области на Большой Московской

Защиту такие выводы удивили. Елену Мазанько возмутило, что эксперт «карандашом и линейкой» перечеркнул работу десятков специалистов областного центра ценообразования и сторонних организаций, утверждавших проектно-сметную документацию. Бывший вице-губернатор, показывая руками на скамью подсудимых, заявила, что с подобными экспертизами каждый из её бывших коллег может «оказаться на этом самом месте».

Сотрудники Федеральной антимонопольной службы установили, что при розыгрыше трех контрактов на ремонт административных зданий в 2014 году нарушено антимонопольное законодательство. Согласно заключению ФАС, Елена Мазанько и Елена Осипова состояли «в приятельских отношениях», закупки сделаны у единственных поставщиков, начальная цена контракта снижена незначительно, а работы фактически начались до проведения торгов.

Адвокаты Елены Мазанько обратили внимание, что специалисты ФАС делали выводы на основе протоколов допросов обвиняемых и свидетелей, а также нескольких фототаблиц – саму документацию они не рассматривали. Защита считает, что сотрудники антимонопольной службы «фривольно трактовали» произошедшее на самом деле.

В закупке на ремонт актового зала в Белом доме участвовали девять компаний, и заявки восьми из них были обоснованно отклонены, рассказывала бывший вице-губернатор. На итоги торгов по ремонту здания облздрава были поданы две жалобы, и обе ФАС отклонил, напомнила Мазанько. Минимальное снижение начальной цены контракта законом не регламентируется, а до торгов по актовому залу проводился только демонтаж старых мебели и оборудования, привела контрдоводы подсудимая.

Пропавшие свидетели и протоколы их допросов

За последние два дня судебного заседания состоялся допрос только одного свидетеля – бывшего начальника сектора обследования зданий и сооружений ГУП «Владимиргражданпроект», ныне пенсионера Галины Санди. Остальных свидетелей – как минимум шестерых – в суд доставят принудительно, так как многие из них по несколько раз проигнорировали повестки.

В 2014 году Галина Санди вместе с подчиненными осматривала актовый зал владимирского Белого дома. Она должна была дать заключение о пригодности зала к ремонту. Работа заняла примерно месяц. Никаких экстраординарных вещей, способных помешать дальнейшей реконструкции зала, специалисты не заметили. В помещении не работала вентиляция, но в целом его состояние нельзя было назвать аварийным, рассказала Санди суду.

XIV-9233.jpgАктовый зал после ремонта. Фото из архива - пресс-конференция губернатора Владимира Сипягина, январь 2019 года

Свидетель ничего не знала о нарушениях во время закупок, мало что слышала про Елену Мазанько и других обвиняемых. Она пояснила процедуру составления отчета об обследовании здания и помещений, рассказала, как «Владимиргражданпроект» действовал бы, если бы составлял проектную документацию. В случае с актовым залом Белого дома от госпредприятия требовалось только детальное исследование, несколько раз подчеркнула Санди.

Сколько всего свидетелей допрошено по делу Мазанько, Лянга и Осиповой – неизвестно. Во время заседания адвокат бывшего вице-губернатора Леонид Прошкин заявил, что следователи центрального аппарата СледКома в августе 2019 года необоснованно вывели некоторые материалы в отдельное производство, «противоправно скрыв» таким образом протоколы допроса примерно двух десятков свидетелей.

Адвокат Прошкин предполагает, что эти материалы могли быть получены незаконно, а свидетели могли давать показания, оправдывающие Мазанько. Защита несколько раз за последние три месяца просила руководителя СледКома Александра Бастрыкина предоставить для ознакомления изъятые материалы, но в Следственном Комитете адвокатские запросы игнорировали. Прошкин трижды ходатайствовал о помощи суда в запросе необходимых документов, но трижды получил отказ. Суд посчитал, что запрашивать изъятые материалы пока преждевременно.

Всего постановлением следователей центрального аппарата СКР, по словам Прошкина, «вынесено четыре необоснованных, немотивированных должным образом постановления о выделении в отдельное производство конкретных материалов следствия»:

– уголовное дело в отношении Елены Мазанько о получении взятки лицом, занимающим государственную должность в субъекте Российской Федерации (ч. 4 ст. 290 УК РФ), а также в отношении Ивана Лянга и Елены Осиповой о даче взятки должностному лицу (ч. 1 ст. 291 УК РФ);

– уголовное дело в отношении неустановленных должностных лиц о халатности, повлекшей причинение ущерба в особо крупном размере (ч. 1.1 ст. 293 УК РФ);

– уголовное дело в отношении Ивана Лянга и Елены Осиповой о мошенничестве в крупном размере (ч. 3 ст. 159 УК РФ);

– уголовное дело о фальсификации доказательств (ч. 3 ст. 303 УК РФ) в отношении адвокатов Юлии Жиронкиной и Самвела Караханяна. Они представляли интересы Елены Мазанько в Басманном районном суде города Москвы, когда бывшему вице-губернатору выбирали и продлевали меру пресечения.

Суть претензий по этим уголовным делам Леонид Прошкин не озвучил. В ходе судебного заседания также не упоминался еще один эпизод, о котором ранее сообщала пресс-служба управления ФСБ по Владимирской области - 26 ноября 2018 года СледКом возбудил в отношении Елены Мазанько уголовное дело о превышении должностных полномочий, которое проявилось «в систематическом оказании содействия» Ивану Лянгу и Елене Осиповой.

Самые яркие события дня — в инстаграме Зебра ТВ.