Зебра ТВ продолжает публиковать репортажи о допросах свидетелей по уголовному делу в отношении бывшего заместителя губернатора Владимирской области по строительству Дмитрия Хвостова, обвиняемого в получении взяток в крупном и особо крупном размерах. Разбирательство по этому делу проходит в Ленинском районном суде города Владимира под председательством Дмитрия Каюшкина.
Гособвинитель Виктор Антипов, в частности, вызвал в судебное заседание для дачи показаний водителя государственного бюджетного учреждения (ГБУ) «Специализированное автохозяйство администрации Владимирской области» (САО) Виктора Богатова - личного шофёра Дмитрия Хвостова в 2013-2016 годах.
Начальник Второго отдела государственных обвинителей Генеральной прокуратуры России Виктор Антипов спросил свидетеля о том, не инструктировал ли его Хвостов по поводу того, как себя вести? Виктор Богатов ответил, что инструктаж был краткий - «поменьше говорить». Прокурор тогда уточнил, касалось ли это «поменьше говорить» того, сколько подсудимый курил или выпивал? Это касалось его личной жизни, пояснил свидетель, так как «сплетни всякие по гаражу ходят». Тогда Антипов уточнил у бывшего водителя Дмитрия Хвостова, знакома ли ему бывшая заместитель руководителя аппарата администрации Владимирской области Олеся Кузнецова, и какие у них были отношения с экс-вице-губернатором по строительству? Рабочие отношения, ответил Богатов.
Напомним, что многие говорили о том, что между Хвостовым и Кузнецовой были романтические отношения, что в суде, буквально за полчаса до начала допроса водителя Богатова, признала и сама бывшая приближённая губернатора Владимирской области Светланы Орловой. Кузнецова фигурирует в деле Хвостова в эпизоде, связанном с получением экс-чиновником в апреле-мае 2014 года взятки в размере 2,2 миллиона рублей, на которые для неё был приобретён автомобиль Audi Q5. Машину она получила непосредственно у резиденции губернатора Владимирской области в Юрьевце, в которой Кузнецова на тот момент проживала вместе с Орловой.
После этого государственный обвинитель Виктор Антипов спросил свидетеля Виктора Богатова знаком ли ему владелец строительной компании «Вертикаль» Александр Шамов, и, если да, то какие между ним и Хвостовым были отношения?
Богатов ответил, что Шамов ему знаком, и он был свидетелем исключительно рабочих отношений между застройщиком и бывшим вице-губернатором. Свидетель заявил, что он ни разу не видел Шамова вместе с Хвостовым в ресторанах.
Поясним, что Александр Шамов фигурирует в двух их четырёх эпизодов получения взяток Хвостовым, предъявленных экс-вице-губернатору в рамках рассматриваемого уголовного дела. Обвинение настаивает, что сначала он передал подсудимому 1,4 миллиона рублей за то, чтобы заставить должностных лиц города Владимира составить заявку на строительство детского сада в микрорайоне «Сновицы-Веризино» за счёт бюджетных средств, так как за собственный счёт эта стройка была для Шамова нерентабельна. Кроме этого, застройщик неоднократно перечислял деньги Хвостову за то, чтобы чиновники мэрии Владимира не затягивали с выдачей ему разрешительной документации при застройке микрорайона «Сновицы-Веризино».
В обоих эпизодах в деле Хвостова с участием Шамова в качестве посредника при получении взятки фигурировал Игорь Козырский, который признал свою вину, и в июле в рамках другого уголовного дела был приговорён к шести годам условно.
Государственный обвинитель Антипов спросил свидетеля Богатова, знаком ли ему Козырский, и какие у того были отношения с Хвостовым. Бывший водитель бывшего заместителя губернатора Владимирской области по строительству признал, что знает Козырского, но про их отношения с Дмитрием Хвостовым ему ничего неизвестно, так как он был для обоих только «здрасьте - до свидания», и больше ничего.
В судебном заседании Виктор Богатов признал, что выполнял поручения Дмитрия Хвостова по переводу денежных средств брату, жене и сыну бывшего вице-губернатора. При этом водитель затруднился пояснить, как часто это происходило и какие суммы он отправлял. Свидетель также не смог ответить на вопрос, почему Хвостов сам не мог отправлять деньги родственникам.
Отвечая на вопрос стороны защиты, чем занимался Хвостов в то время, когда он переводил деньги родным экс-вице-губернатора, свидетель ответил, что Хвостов «работал», так как транзакции осуществлялись им в рабочее время.
После того, как адвокаты Дмитрия Хвостова закончили задавать вопросы свидетелю, гособвинитель попросил у судьи Каюшкина разрешение на оглашение протокола допроса Виктора Богатова на стадии следствия (его опрашивали 29 октября 2016 года, на четвёртый день после задержания Хвостова), так как он усмотрел существенные противоречия в его показаниях следователю и в судебном заседании. Сторона защиты возразила против этого, так как не увидела противоречий. Председательствующий удовлетворил ходатайство прокурора.
Из протокола допроса Виктора Богатова, стало известно, что, работая водителем Дмитрия Хвостова, он выполнял его личные поручения бытового характера — закупал продукты, алкогольные напитки, отвозил вещи в химчистку, доставлял обеды из ресторанов, а также систематически перечислял денежные средства родственникам Хвостова через систему блиц-переводов «Колибри» в офисах Сбербанка. Два года назад Богатов описал следователю, как это происходило:
Из протокола допроса свидетеля на стадии следствия следует, что в 2015 году водитель в несколько траншей перечислил брату Дмитрия Хвостова 355 тысяч рублей, и ещё 140 тысяч — сыну. Кроме этого, водитель перевёл 150 тысяч «близкой связи» экс-вице-губернатора — уже упоминавшемуся Игорю Козырскому.
Свидетель пояснял следователю, что он не знал, на что получатели потратили эти деньги, так как Хвостов с ним это не обсуждал. Более того, экс-чиновник неоднократно инструктировал своего водителя «о необходимости хранения в тайне всей информации», которая ему была известна о местах его пребывания.
Кстати, два года назад Виктор Богатов помнил о взаимоотношениях между Игорем Козырским и Дмитрием Хвостовым значительно больше, чем сейчас. Если в судебном заседании он говорил, что ему ничего неизвестно, то следователю он всё рассказывал почти как на духу:
Что касается взаимоотношений между бывшим заместителем губернатора Владимирской области по строительству Дмитрием Хвостовым и владельцем стройкомпаний «Консоль» и «Вертикаль» Александром Шамовым, Виктор Богатов на следствии заявлял, что они вместе неоднократно посещали рестораны, в которых в доверительной обстановке распивали спиртные напитки. В судебном заседании свидетель прямо говорил, что ему ничего неизвестно о подобных фактах.
После оглашения протокола допроса Виктора Богатова на стадии следствия, государственный обвинитель Виктор Антипов спросил у свидетеля, входили ли в его служебные обязанности закупка алкоголя для Хвостова и доставка его вещей в химчистку? Получив отрицательный ответ, прокурор сравнил выполнение этих поручений с «услугой для барина». Богатов спорить с этим не стал, сказав, что просто «отношения были такие».
Адвокат Дмитрия Хвостова Сергей Михайлов обратил внимание судьи Дмитрия Каюшкина на то, употребив слово «барин», гособвинитель перешёл на личности. Антипов парировал, что он и не думал переходить на личности, просто от показаний водителя «попахивает» барщиной. Адвокат Михайлов предложил прокурору Антипову в таком случае купить одеколон. Прокурор заявил, что при заслушивании показаний свидетелей по делу в отношении Дмитрия Хвостова, ему и так уже хочется это сделать.
Судья Каюшкин спросил Виктора Богатова, подтверждает ли он в судебном заседании свои показания по делу Хвостова, данные на предварительном следствии? В целом, да, ответил свидетель. Его только смутил упор на алкоголь, который он покупал для бывшего вице-губернатора:
Вот полная расшифровка допроса свидетеля Виктора Богатова в судебном заседании от 15 августа:
Вопрос государственного обвинителя Виктора Антипова:
-
Где и кем вы работали в 2013-2016 годах?
Ответ Виктора Богатова:
-
С Хвостовым Дмитрием Анатольевичем, водителем у него был, закреплён за ним.
Вопрос:
-
Это так называемый «личный водитель»?
Ответ:
-
Ну, как «личный»? Мы, как организация, обслуживаем администрацию Владимирской области, и меня закрепили за Хвостовым Дмитрием Анатольевичем.
Вопрос:
-
Когда вы стали водителем Хвостова, он вам инструктаж по поводу ничего не давал? Не помните? Как вести себя?
Ответ:
-
Ну, по меньше говорить. Как обычно.
Вопрос:
-
А что [значит] «поменьше говорить»? О чём? О его личных отношениях? Сколько выпивал? Сколько курил? Или несколько другие направления? Что надо было хранить в тайне-то?
Ответ:
-
Ну, личную жизнь. А что значит «в тайне хранить»?
Вопрос:
-
С кем [Хвостов] общается? Или что?
Ответ:
-
Ну, общения были такие... Поручения, химчистки, ну, такие бытовые.
Вопрос:
-
Понятно. А вот по поводу, как вы сказали, «меньше болтать» - это о чём «меньше болтать»? Как это понимать?
Ответ:
-
Я не знаю, как вам объяснить.
Вопрос:
-
Не знаете, как сказать?
Ответ:
-
Нет, я вот и говорю: думаю, как сказать вам... Ну, сплетни всякие по гаражу ходят, у нас же как это всё бывает...
Вопрос:
-
Сплетни по гаражу? Вот эта женщина молодая, которая вышла [из зала суда перед вами], вы её знаете? Кузнецову Олесю?
Ответ:
-
Да, я не пересёкся с ней сейчас просто.
Вопрос:
-
А раньше вы с ней пересекались?
Ответ:
-
Пересекались раньше.
Вопрос:
-
А какие у них отношения с Хвостовым были, знаете?
Ответ:
-
Не знаю, я только по работе видел отношения. Она была тоже в администрации, [мы с ней] по работе только пересекались.
Вопрос:
-
А вы знаете Шамова Александра Игоревича?
Ответ:
-
Это строитель тоже? Только по работе, на объекты заезжали.
Вопрос:
-
А можете охарактеризовать, какие отношения были между Шамовым и Хвостовым?
Ответ:
-
Я только видел рабочие отношения.
Вопрос:
-
Только рабочие?
Ответ:
-
Остального ничего не было при мне.
Вопрос:
-
А вы не видели их в месте при посещении ресторанов, кафе?
Ответ:
-
Нет. Ну, только вот на объектах, когда заезжали там. И то мы [водители] всё время в стороне были.
Вопрос:
-
А Козырского Игоря Владимировича — вы знаете такого?
Ответ:
-
Да. Я с ним пересекался.
Вопрос:
-
Какие у них отношения были с Хвостовым?
Ответ:
-
Ну, не знаю, это у них спросите. Я им только «здрасьте -до свидания», и больше ничего.
Вопрос:
-
Виктор Александрович, я вас спрашиваю, как вы можете [охарактеризовать взаимоотношения между Хвостовым и Козырским]?
Ответ:
-
При мне они никакие разговоры не вели. Это всё время было где-то в стороне или что-то. Я в этом не участвовал. Я ничего не могу сказать.
Вопрос:
-
Они от вас скрывали что-то?
Ответ:
-
Ну, этого я не знаю.
Вопрос:
-
Выполняли ли вы по личной просьбе Хвостова Дмитрия Анатольевича перевод денежных средств?
Ответ:
-
Да, было такое.
Вопрос:
-
Часто это было?
Ответ:
-
Я уже не помню... Сколько? Три года уже практически прошло. Отправлял.
Вопрос:
-
А кому отправляли?
Ответ:
-
Брату, жене и сыну.
Вопрос:
-
Помните суммы?
Ответ:
-
Суммы не помню.
Вопрос:
-
Он вам деньги-то передавал?
Ответ:
-
Да, давал деньги...
Вопрос:
-
Под расписки?
Ответ:
-
Нет.
Вопрос:
-
А суммы-то какие были?
Ответ:
-
Я не помню уже... 50 тысяч, что-то такое...
Вопрос:
-
500 [тысяч], 300 [тысяч рублей] — были такие суммы?
Ответ:
-
Честно сказать, не помню уже. Переводы были... Но это можно всё наверное, [посмотреть], я официально переводил через Сбербанк, есть такая [система денежных блиц-переводов] «Колибри», 15 минут и деньги уже там...
Вопрос:
-
Почему же он сам не переводил? Почему вас просил?
Ответ:
-
Не знаю. Он меня просил.
Государственный обвинитель:
-
Вопросов больше нет, Ваша честь. Будет ходатайство об оглашении [протокола допроса свидетеля на стадии следствия], поскольку [ранее] чётко и ясно было изложено свидетелем, какие суммы он переводил и кому. В том числе, [свидетель ранее подробно рассказывал] и об отношениях Шамова и Козырского с Хвостовым, в чём я вижу большие, существенные противоречия [с тем, что им было сказано в судебном заседании].
Вопрос адвоката Дмитрия Хвостова Александра Карьгина:
-
До того, как Хвостов начал работать в администрации Владимирской области, вы его знали? Вы с ним общались?
Ответ Виктора Богатова:
-
Нет.
Вопрос:
-
У вас близкие отношения с ним до этого были?
Ответ:
-
Не было никаких.
Вопрос:
-
И раз зашёл вопрос перечисляли ли вы ему денежные средства чрез платёжную систему «Колибри», то это было в рабочее или не рабочее время?
Ответ:
-
В рабочее время.
Вопрос:
-
Дмитрий Анатольевич в это время чем занимался? Работал или нет?
Ответ:
-
То же самое, работал.
Александр Карьгин:
-
Нет больше вопросов, Ваша честь.
(Судья поставил на обсуждение ходатайство государственного обвинителя по оглашению протокола допроса свидетеля Богатова на стадии следствия. Защита возражает в виду отсутствия противоречий в его показаниях. Судья удовлетворил ходатайство прокурора).
Государственный обвинитель оглашает протокол допроса свидетеля Виктора Богатова от 29 октября 2016 года:
Виктор Богатов:
- Ну я же по-русски и сказал, [что он просил меня] «поменьше болтать».
Государственный обвинитель продолжает оглашение протокола допроса свидетеля на следствии:
(Свидетель подтвердил, что протокол допроса подписан лично им).
Вопрос государственного обвинителя:
- Виктор Александрович! А вот это — покупка спиртного, химчистка — входило в ваши служебные обязанности?
Ответ Виктора Богатова:
- Из спиртного там было только пиво.
Вопрос:
- Нет! Входило, или нет?
Ответ:
- Ну, это просто отношения такие... Нет, не входило.
Вопрос:
- Это как услуга...
Ответ:
- Да.
Вопрос:
- Для барина?
Ответ:
- Отношения такие были.
Вопрос:
- Понятно. Спасибо.
Адвокат Дмитрия Хвостова Сергей Михайлов:
- Ваша честь! Про «барина» - я прошу прокурора на личности не переходить.
Государственный обвинитель Виктор Антипов:
- Да не перехожу я, Ваша честь!
Сергей Михайлов:
- «Барин»...
Виктор Антипов:
- Просто вот так вот попахивает [барщиной], Ваша честь!
Сергей Михайлов:
- Если попахивает, то купите себе одеколон.
Виктор Антипов:
- Да мне и так уже хочется [это сделать].
Судья Дмитрий Каюшкин:
- Виктор Александрович!
Свидетель Виктор Богатов:
- Слушаю Вас!
Вопрос судьи Дмитрия Каюшкина:
- Ваши показания на предварительном следствии, которые огласил государственный обвинитель, вы в настоящее время подтверждаете?
Ответ свидетеля Богатова:
- Ну, то, что «алкоголь», говорят, [я доставлял Хвостову] — это две бутылки пива, и что? Это — тоже алкоголь? Просто вот упор на это меня...
Вопрос:
- Вы свои показания [следователю] в целом подтверждаете?
Ответ:
- В целом, да.
Вопрос:
- Всё верно изложено?
Ответ:
- Да.
Вопрос:
- Вы хотите к ним добавить ещё что-то?
Ответ:
- Нет, мне нечего добавить.
Вопрос адвоката Дмитрия Хвостова Александра Карьгина:
- В тех показаниях, которые огласил прокурор, когда вы говорили про Козырского, вы указали, что это - «близкая связь» Хвостова? Можете пояснить, что это значит - «близкая связь»?
Ответ Виктора Богатова:
- Когда люди вдвоём нормально разговаривают между собой.
Вопрос:
- Это ваши слова, или нет, в протоколе допроса?
Ответ:
- Следователь написал, я что-то к этому отнёсся как-то...