Регистрация / Вход Сб, 23 сентября 2017, 05:11

Веризинский маневр

sazonov
Сергей Сазонов
7 Февраля 2017, 15:15 11 4552

В конце прошлой недели в информационном пространстве появилось сообщение о том, что новый автобусный маршрут свяжет Веризино-2 с городом. Здорово, подумали мы, наконец в этом «гетто» новом удобном микрорайоне с развитой инфраструктурой появится общественный транспорт! Ну серьезно, дома там потихоньку заселяются, а единственный транспорт - это автобус №132, который раз в несколько часов (да еще и не по городскому тарифу) ходит с площади Ленина до поселка Содышка.

Но радость наша была недолгой. Нет, мы конечно догадывались, что воссоединение мкр. Веризино с городом будет реализовано как-то криво (район отрезан Пекинкой, в него даже повернуть просто так нельзя, нужно крюк сделать в несколько километров), но что все будет сделано настолько сложно - этого даже мы не ожидали. Итак, встречайте: проект автобусного маршрута в Веризино-2.

Эта картинка отражает всю суть предлагаемого маршрута. Ее можно вешать на остановках общественного транспорта вместо номера «веризинского» автобуса, и всем сразу будет понятно о каком маршруте автобуса идет речь.

Давайте разберемся, что же в предложенном варианте не так (спойлер: да все!)

Задача

Обеспечить жителей микрорайона Веризино-2 общественным транспортом, который свяжет микрорайон с городом.

Что предложили городские власти

Сообщается, что для жителей Веризино будет организован автобусный маршрут «Глобус - Веризино - Площадь Ленина», который будет заезжать в Веризино только на пути из Доброго (в обратном направлении автобус будет проходить мимо по Пекинке). Интервал движения автобуса 1 час - 1 час 20 минут. Автобусы будут средней или большой вместимости.

02.jpg

Иными словами жители Веризино будут иметь возможность раз в час (в лучшем случае) уехать до площади Ленина, где, вероятно, должны будут выйти, перейти на другую сторону дороги и, оплатив еще раз стоимость проезда, добраться до Доброго. Возможно, впрочем, что автобус будет иметь не полноценную конечную на площади Ленина, а будет совершать разворот с пассажирами и двигаться в обратном направлении без двойной оплаты и необходимости пересадки. Но в любом случае чтобы добраться из Веризино до, например, «Глобуса», нужно будет вместо 4 километров (это как расстояние от Юрьевца до «Ленты») проехать около 16,5 километров (примерное расстояние от Юрьевца до Театра «Разгуляй»).

Также жители Веризино будут иметь возможность добраться с улицы Горького до своего микрорайона, правда, тут уже точно придется выйти у Глобуса, пройти от одной его стороны до другой, сесть на этот же автобус (если времени хватит, а если нет, то ждать час следующего) и дальше продолжить путь в Веризино, заплатив при этом второй раз за проезд. Согласитесь, действия достаточно бессмысленные с учетом того, что на дорогу в лучшем случае придется потратить около часа. При этом уже сейчас можно гораздо быстрее добраться до указанных объектов с помощью автобусов, ходящих по Пекинке. Для этого не нужно вводить новый маршрут, можно сделать так, чтобы отдельные рейсы 14-го и 7-го заезжали бы в Веризино.

Почему предложенный вариант плохой

Предложенный вариант маршрута не отвечает главной задаче - сокращению времени транспортной корреспонденции между мкр. Веризино и другими частями города, то есть оперативной доставке жителей Веризино в город/из города. Быстро можно доехать или до пл. Ленина или из Доброго, а это, как мы знаем, совершенно разные части города.

03.jpg Соотношение расстояния в соответствии с предложенным маршрутом от «Веризино-2» до площади Ленина и от площади Ленина до «Веризино-2»
05.jpg Соотношение расстояния в соответствии с предложенным маршрутом от «Глобуса» до «Веризино-2» и «Веризино-2» до «Глобуса»

Другими словами, на общественном транспорте вы сможете ездить только в одну сторону. Получается такой половинчатый маршрут с билетом в один конец.

Длина маршрута порождает большой интервал между автобусами. Заявленный (по крайней мере из того, что мы видели в публикациях СМИ) интервал - 1 час-1 час 20 минут. То есть если вы опоздали на автобус или он случайно ушел раньше времени (а городской автобус, согласитесь, не электричка, у него не такое «жесткое» расписание, он может и раньше прийти), то следующий придет только через час, что делает его ожидание бессмысленным. Более того, если посмотреть внимательно на опубликованный график движения, то видно, что на маршрут заявлена одна единица транспорта.

То есть если с автобусом что-то случится, то он в Веризино ни через час, ни через полтора не приедет. А еще он может застрять в пробках и об этом вам никто не сообщит. Таким образом этот маршрут лишен предсказуемости. Все это в перспективе может сделать его маловостребованным, после чего его попросту закроют.

Помимо всего этого, веризинский маршрут дублирует на своем протяжении практически полностью маршруты 7 и 14.

07.jpg

Эти маршруты обслуживаются разными перевозчиками, гонок автобусов на них и сегодня хватает. Теперь в «охоту» за пассажирами (нет не веризинскими, а пассажирами с площади Ленина-Содышки до Тандема и «Глобуса») включится еще один маршрут.

Ах да, и вот еще что: в Веризино-2 автобус будет приходить по пути из «Глобуса», то есть уже заполненный пассажирами, может быть даже и битком.

Поэтому нам кажется будет честным признать, что этот маршрут создан для кого угодно, только не для жителей Веризино. «Бонусы» из его запуска извлекут, вероятно:

- администрация города (главное - хороший пиар в медиа: «Администрация пустила в Веризино общественный транспорт»);

- перевозчик (можно неплохо заработать на том, чтобы возить людей с Горького на «Тандем», в «Глобус»);

- застройщик (он же продает квартиры в микрорайоне с развитой инфраструктурой и теперь уже рядом с остановками общественного транспорта!).

Ну а бедным жителям Веризино остается радоваться хоть какой-то возможности выбраться из микрорайона. Пусть и раз в час, пусть и возможно за двойную плату, пусть не всегда автобус придет... Они, кстати, радуются.

Как же можно было организовать автобусное сообщение из Веризино

Во-первых, нужно отталкиваться от цели, а цель у нас: доставить жителей Веризино в город, а не доставить жителей микрорайна у площади Ленина в Глобус, а на обратном пути, так уж и быть, захватить веризинцев.

Задача - организовать регулярное сообщение Веризино с городом с предсказуемым расписанием, так чтобы жители микрорайона имели возможность за короткое время попасть в нужные им части города.

Первый шаг - проведение маленького социологического исследования. Формат проведения может быть разным: опросы жителей Веризино в соцсетях (они уже сейчас объединены в группы), поквартирные опросы в микрорайоне студентами ВлГУ (там практики у социологов наверняка не хватает), да хоть разговор с застройщиком, продавшего свои квартиры (в конце концов и он заинтересован в удобном общественном транспорте). Сделать это нужно, чтобы понять сколько веризинцев как часто куда и откуда ездят. Оценивая предложенный вариант «веризинского» маршрута, приходишь к выводу, что никто даже не задумался об этом.

Но даже не имея этих данных, мы можем сказать, что задаче сокращения времени перевозки жителей Веризино из их микрорайона в город более соответствуют короткие маршруты, соединяющие Веризино с ближайшими крупными пересадочными узлами. На сегодняшний день таковым маршрутом может быть маршрут «Веризино-2» - Площадь Ленина».

На этом маршруте находятся возможных пересадочные узлы («Веризино-1», «Улица Гастелло»), которые позволяют уехать практически в любую точку города.

08.jpg Синим цветом показано куда можно уехать, совершив пересадку на остановке «Улица Гастелло»

Вместо круга почти в 25 километров, круг автобуса по такому маршруту составил бы около 9,6 километра, что почти в 2,5 раза короче. Другими словами, автобус мог бы ходить примерно каждые 20-25 минут, а не раз в час. А запуск двух единиц транспорта на этот маршрут позволил бы сократить интервал до 10-12 минут. Согласитесь, есть разница.

Почему нельзя пустить из Веризино прямые маршруты в разные концы города? Потому что пассажиропоток из Веризино-2 - очень небольшой (там всего 11 домов, из которых только один многоэтажный). Для протяженных маршрутов нужно будет либо пускать много автобусов, которые из Веризино будут возить "воздух", при этом, дублируя внутригородские маршруты, будут отнимать пассажиров у других перевозчиков, либо делать огромные интервалы между автобусами, и как мы говорили выше, в итоге маршрут станет маловостребованным.

Вы скажете, что при такой организации маршрутов веризинцам придется дважды платить за проезд. Увы, это так. Но и в предложенном администрацией варианте также двойная оплата заложена. За одинарную плату вы можете добраться только из Доброго в Веризино и из Веризино до площади Ленина. К тому же сегодня многие жители даже старых микрорайонов ездят с пересадками, например:

  • с Мира в районе ДТЮ невозможно напрямую добраться в центр,

  • с частного сектора в районе Большого проезда вообще нельзя добраться вообще никуда, кроме центрального рынка,

  • с Северной не уедешь напрямую в Доброе,

  • с Балакирева нельзя доехать в Юго-Западный район.

Этот список можно продолжать до бесконечности, вспомним те же улицы Луначарского, Тракторную и Рокадку, где вообще нет никакого общественного транспорта. И не так пугает необходимость пока что совершать пересадки, как бесконечное непонимание администрацией важности внедрения единого электронного проездного билета с временным интервалом.

В общем, нам кажется, что в вопросе организации автобусного сообщения в Веризино, в очередной раз мы видим со стороны городских властей имитацию деятельности, нежели реальное решение проблемы. Согласитесь, для запуска маршрута в предложенном виде не нужно было ждать несколько лет, он даже не нуждался в какой-то отдельной разработке. Повторимся, что можно было просто сделать так, чтобы несколько рейсов уже существующих маршрутов заезжали бы в Веризино.

Чтобы не быть голословными в своих выводах о графике движения нового автобуса, мы провели небольшой эксперимент, главной целью которого стало желание убедится, сможет ли автобус укладываться в отведенное ему расписанием время.

Согласно опубликованному расписанию, автобусу на полный круг "Глобус" - Веризино-2 - площадь Ленина - "Глобус" дается 54 минуты. На путь в один конец от "Глобуса" до площади Ленина - 28. Средняя скорость движения заявлена 28 км/час. Это сопоставимо со средней скоростью в системах BRT (Bus rapid transit), где автобусы идут по обособленным от остального транспорта полосам и имеют приоритет на перекрестках.

В чем заключался наш эксперимент

В 21:30 мы стартовали от «Глобуса» и проехали по предполагаемому маршруту до площади Ленина (заехав в Веризино-2). К сожалению «Владимир. Город для людей» не располагает в своем гараже автобусом большой вместительности, поэтому ехать нам пришлось на автомобиле. Мы старались держаться скорости автобуса и вот что у нас получилось:

21.jpg

На весь путь у нас ушло 27 минут 8 секунд. Средняя скорость при этом получилась выше даже заявленной. При этом мы, конечно, не осуществляли высадку-посадку на остановках, а их на пути следования 21 штука. Если допустить, что на высадку и посадку будет тратиться хотя бы по 5 секунд (что далеко от реальности), то нужно добавить еще 105 секунд. Учтем, что эксперимент проходил в 21:30 (даже не знаем каковым бы был результат в час пик), и станет ясно, что новый веризинский маршрут не сможет держать заявленный график. Уже на первом же круге у него будет отставание и с каждым следующим кругом отставание будет нарастать. В общем, не знаем как вы, а мы получили еще одно доказательство того, что разработкой маршрута серьезно никто не занимался.

***

Вся эта история с «новым» маршрутом в Веризино, еще раз напоминает о существовании двух серьезных проблем.

1. Необходимость реформирования системы маршрутов общественного транспорта.

Мы уже писали подробно о том, как, на наш взгляд, можно провести реформу системы общественного транспорта, убрав дублирование маршрутов, организовав удобные пересадочные узлы и выделенные полосы для общественного транспорта, внедрив единый электронный проездной билет (в том числе и с определенным временным интервалом, что навсегда бы сняло такую проблему, как двойная оплата при пересадке). Сейчас на наших глазах в России разворачиваются две истории, связанные с кардинальным изменением схем движения общественного транспорта. В Москве реформирование затронуло центральную часть столицы (прочитать про проект «Магистраль» можно здесь), а в Екатеринбурге изменение касается всего города. Главными принципами изменений стали исключение дублирования маршрутов, сокращение времени ожидания на остановке, создание системы пересадочных узлов, внедрение повременного тарифа и соответствие подвижного состава спросу (использование транспорта большой вместимости в точках с высоким пассажиропотоком, небольшой - на подвозящих маршрутах, каковым и должен быть маршрут из Веризино).

2. Отсутствие прямого выезда и въезда в микрорайон Веризино.

Именно отсутствие поворота в эту часть города делает сегодня невозможным рассмотрение варианта прямого автобусного маршрута из «Веризино» в Доброе через «Тандем». Отсутствие прямого поворота заставляет жителей «Веризино-1», «Веризино-2», улицы Полянка каждый день наматывать круги в поисках места для разворота, что приводит только к скоплению автотранспорта (бедная лукойоловская заправка уже сегодня не может переварить всех разворачивающихся). Администрация города может и дальше делать вид, что проблемы нет, но она очевидна. В ближайшем будущем ситуация усугубится (на носу сдача около двух десятков новых домов, при том что сейчас заселено только шесть). Еще два года назад мы писали об этом. Повторим здесь еще раз: в районе надземного пешеходного перехода нужно организовать светофор, с возможностью прямого въезда и выезда из микрорайона.

Текст опубликован в блоге проекта «Владимир для людей».

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции