Директор драмтеатра Борис Гунин: «Вы предлагаете людям прийти в театр и приглашаете их в ад»

Дизайнеры из разных городов России разработали для Владимирского областного академического театра драмы несколько вариантов айдентики — наборов уникальных визуальных приёмов, позволяющих узнавать театральный бренд в любой среде. Но директор главного театра Владимирской области жёстко раскритиковал все предложения
Новости Автор: 27 сентября 2021, 11:34 6492

22 специалиста из пяти городов России, по инициативе движения «Владимир будущего» разработали три варианта брендирования главного театра Владимирской области. Презентация и обсуждение вариантов фирменного стиля драмтеатра состоялось в рамках урбанфеста в минувшие выходные.

Спецпроект «Реформа» — это эксперимент, придуманный в Ижевске в 2016 году. Дизайнеры, художники, аналитики из разных регионов собираются вместе, делятся на команды и в сжатые сроки разрабатывают фирменные стили для различных организаций или даже целых городов. Так, в разные годы, на «Реформах» разработали фирменные стили авиакомпании «Ижавиа» и удмуртского театра кукол, информационный шрифт Ижевска и дизайн-код города Глазов, и так далее. За пределы Удмуртии проект выбрался впервые.

yLHnPFw_OwA.jpg фото Елены Трофимовой
JVfG6D_5Xu0.jpg

«Реформа» собрала три команды, в которые вошли дизайнеры, художники и аналитики из Ижевска, Краснодара, Москвы, Владимира и Нижнего Новгорода. Курировал работу команд арт-директор Яндекс.Еды Даниил Мелких, в прошлом дизайнер студии Артемия Лебедева и Сбербанк-технологий.

DSC_0451.JPG Даниил Мелких

За три дня команды ознакомились со зданием театра драмы в городе Владимире, прослушали образовательный интенсив, посмотрели спектакль «Идиот» и разработали предварительные концепции айдентики. Даниил Мелких отметил, что несмотря на сжатые сроки, команды сумели презентовать сильные работы.

«Сперва мы поняли, какие хотим транслировать эмоции, а потом воплотили это визуально: у нас есть логотип, афиши, картинки для Инстаграма, билеты», - рассказала Зебра ТВ участница «Реформы», графический дизайнер Марина Зайцева из Нижнего Новгорода. Её команда представляла проект первой.
Презентация. 3 команда_09.jpg слайды презентации одной из команд
Презентация. 3 команда_12.jpg
«Мы решили, что театр должен выглядеть открыто и современно. У нас шрифт гротескный, без засечек, это современно, и лёгкие, нежные цвета – это про открытость. Чтобы не было ощущения, что театр – это некий закрытый клуб, куда нельзя попасть, чтобы это выглядело как-то привлекательно и интересно», - пояснила Зебра ТВ Марина.
DSC_0663.JPG
Презентация. 3 команда_13.jpg
«После вчерашней постановки "Идиота" я очень впечатлена. Я очень привередливый зритель, но постановка очень удивила. Правда, качественно сделана. Очень хорошая музыка написана, сам сюжет держит в напряжении, там очень красивые костюмы и декорации. Есть стереотип, что классика – это скучно, но это было прям захватывающим», - поделилась впечатлениями от спектакля Марина Зайцева.
Презентация. 3 команда_11.jpg
Презентация. 3 команда_19.jpg

Вторая команда, кроме привычных логотипов, билетов и афиш, представила стикерпак и дизайн стаканчиков театральных буфетов. Их концепция представляет главный театр Владимирской области в качестве волшебного и магического объекта, которому необходим особый проводник – «светлячок» - он «первый бросается в глаза и зажигают любопытство».

Реформа Итоговая_06.jpg
Реформа Итоговая_09.jpg
Реформа Итоговая_11.jpg

На афишах и билетах – портреты актёров, ведь это «самое главное, что есть в театре». Позднее представители театра указали, что актёры - люди чувствительные, мнительные и верят в приметы. Поэтому, по их мнению, делить лицо актёра напополам – очень плохая затея. А печать билета – история про крупный опт и жёсткий регламент, поэтому с изображением на них конкретных лиц также возникнут проблемы.

Реформа Итоговая_04.jpg
Реформа Итоговая_10.jpg

Логотип театра дизайнеры второй команды осовременили за счёт более резких контуров, графичности и чёткости.

«Работы помогут организовать текущий контент, который существует у театра. Они, безусловно, справились со своей задачей – с разработкой концепции. Наше исследование было очень коротким, и эта первая презентация была шагом к более углублённому диалогу. После – нужно продолжать, дорабатывать, нужно спорить», - резюмировал эксперт Даниил Мелких.

Спор, оживленный и жаркий, возник сразу же. Проект третьей команды отображает в графике и шрифте сочетание классики и современности. Разнообразие знаков шрифта «позволяет играть».

210926 vladimir_compressed_25.jpg
«Как актёры играют свои роли, так и этот шрифт может отыгрывать разные роли благодаря разным знакам», - объяснил дизайнер Роман Беляков из Москвы.
210926 vladimir_compressed_28.jpg
210926 vladimir_compressed_26.jpg

Кроме того, команда предложила владимирскому театру изменить подход к диалогу с публикой. Дизайнеры посчитали, что у театра есть проблемы с коммуникацией со зрителем. Например, на театральном сайте одни запреты и ограничения – это отталкивает и пугает. Дизайнеры предложили более живо оформлять и эффективнее вести социальные сети, а правила поведения в театре представить не в запретительной, а в игровой форме.

210926 vladimir_compressed_40.jpg
210926 vladimir_compressed_47.jpg
210926 vladimir_compressed_32.jpg

Но директор главного театра Владимирской области Борис Гунин замысла молодых специалистов не понял:

«Объясните мне глубокую философию: "Пора переодеться, если на улице сугробы". А в чём смысл этого посыла?».
DSC_0597.JPG

Руководитель драмтеатра указал дизайнерам на то, что они хоть и являются экспертами в своём деле, но предметом театра не владеют:

«Вроде неплохой логотип. Но вы понимаете, что там читается «в ад»? Вы не видите? Вы предлагаете людям прийти в театр и приглашаете их в ад. Приоденьтесь, несмотря на то что на улице сугробы, и придите в ад».
Презентация. 3 команда_10.jpg

Борис Гунин выступил категорически против брендирования и унификации афиш и шрифтов. По его мнению, в афише может быть лишь несколько повторяющихся элементов, которые не должны влиять на замысел, эмоции и идеи. В конечном итоге директор драмтеатра отклонил все концепции новой айдентики:

«Афиша - творчество художника, который создаёт спектакль, а это разные люди и разные эмоции и разные спектакли. Шрифт тоже очень важная тема для постановщика, для художника. Нельзя заставить всех постановщиков писать одним шрифтом – там энергия другая, посыл другой каждого шрифта. Мы же театр, мы фантазируем, мы сочиняем».
DSC_0190.JPG

Куратор «Реформы» Даниил Мелких пояснил Зебра ТВ, что универсальный шрифт упрощает работу с афишей:

«Задача дизайна – упростить, чтобы режиссёры и актёры тратили время на постановку, а дизайн помогал им освобождать то время, которое они сейчас тратят на то, чтобы придумать афишу, собрать её, раскидать на кучу разных форматов».
DSC_0638.JPG

Даниил Мелких отметил, что все три предложенные концепции могут быть переработаны с учетом критических замечаний руководства театра, но для этого нужно время.

Дизайнер Роман Беляков считает, что для создания хорошей айдентики важен диалог с заказчиком, его готовность рассказывать и обсуждать:

«Это первый малюсенький шаг к попытке визуально осознать владимирский театр. Если оценивать с точки зрения первого повода для обсуждения, мне кажется, получились очень хорошие концепции. В этом смысле – отличная работа.

Я арт-директор дизайн-студии в Москве, мы работаем с культурными институциями. Мы переделывали музей Махачкалы, они к нам пришли: "Ребята, мы хотим меняться". Там супер-замечательные четыре женщины, на которых держится весь музей, и они были восторжены работой с нами, а мы – восторжены работой с ними, потому что видно, что они любят свой музей и готовы его менять, идти на диалог. Готовность разговаривать и слышать друг друга – самое главное».

DSC_0315.JPG

В случае с фирменным стилем главного театра Владимирской области в ходе длительного обсуждения к единому мнению прийти так и не удалось. Но Борис Гунин договорился о продолжении диалога. Движение «Владимира будущего», инициировавшее эксперимент со сменой театральной айдентики, наметило встречи с руководством театра, чтобы решить, к каким идеям прислушаться и к чьей помощи прибегнуть при проработке стиля драмтеатра.

Самые яркие события дня — в инстаграме Зебра ТВ.