Фрески Андрея Рублёва и Даниила Чёрного в Успенском соборе Владимира осветили по-новому

Владимиро-Суздальский музей-заповедник завершил замену освещения уникальной фресковой живописи в памятнике ЮНЕСКО — Свято-Успенском кафедральном соборе города Владимира. Замена светового оборудования обошлась главному музею Владимирской области в 400 тысяч рублей
Новости Автор: 23 Апреля, 08:32 2900

Более 300 квадратных метров уникальных фресок начала XV века, сохранившихся в Успенском соборе города Владимира, озарились новым светом. Специалисты Владимиро-Суздальского музея-заповедника заменили старое световое оборудование на современное, что позволило увидеть знаменитые росписи Андрея Рублёва и Даниила Чёрного в новых красках. Работы проведены за счёт собственных средств музея. В пресс-службе главного музея Владимирской области Зебра ТВ уточнили, что проект обошелся в сумму около 400 тысяч рублей.

SoborSvet1.jpg

Уникальное «рублёвское наследие» кафедрального храма города Владимира привлекает миллионы туристов. Два монаха – Андрей Рублёв и Даниил Чёрный – в начале XV века совершили то, что до этого не делал никто на Руси — отошли от греческого канона фресковой живописи и, по сути, изменили восприятие Страшного суда в людском сознании. В изображениях апостолов кисти Рублёва и Чёрного — русские лики.

«Вместо ожидаемого ужаса, связанного с предстоящей расплатой за грехи, «рублёвские» росписи дарят надежду на спасение и воскрешение. Любовь, которой переполнены святые, открыто читается в их ликах. И сейчас посетители собора могут получить именно такое восприятие фресок, которые можно рассмотреть во всех подробностях», - рассказывают музейщики.
SoborSvet2.jpg

Первое осветительное оборудование было установлено в Успенском соборе в начале 2000-х годов. Позже за счет спонсоров его частично заменили, но добиться желаемого результата в освещении уникальных фресок долгое время не получалось. Между тем, в 2018 году завершились масштабные работы по реставрации древней храмовой росписи.

SoborSvet11.jpg

Освещение фресок — это не только эстетический вопрос, но и задача по их сохранности, поскольку при «неправильном» свете фрески «гаснут», разрушаются краски. Новое светодиодное оборудование в Успенском соборе соответствует всем требованиям и ГОСТам. Освещённость старинных фресок не должна превышать 50 люксов с минимальным влиянием ультрафиолетового и инфракрасного спектров.

SoborSvet3.jpg

К работе были привлечены сотрудники музея-заповедника и специалисты из Москвы. В музее говорят, что совместными усилиями получилось добиться равномерного освещения фресок, чтобы полностью исключить так называемые «тёмные зоны».

SoborSvet7.jpg
SoborSvet12.jpg

Кроме фресок Рублёва, туристы теперь смогут увидеть и более раннюю роспись на стенах собора. Это фрагменты растительного орнамента, которые сохранились с XII века, со времен Всеволода Большое Гнездо, в северной галерее храма - раньше она была затемненной. Подсвечены также элементы украшения в виде птиц-павлинов аркатурно-колончатого пояса первого храма Андрея Боголюбского, до перестройки собора после пожара.

SoborSvet4.jpg
SoborSvet15.jpg
SoborSvet14.jpg

Генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова отметила, что новая подсветка фресковой росписи Успенского собора позволит ещё глубже понять весь смысл композиции «Страшный суд», увидеть русские лики святых, списанные с наших предков, живших в непростые и жестокие времена татаро-монгольского нашествия:

«Сегодня, когда наши фрески благодаря современным технологиям будут озарены новым светом, когда мы увидим этот «ближний свет издалека», мы сможем ещё раз задуматься: кто мы, зачем пришли в этот мир, наследниками кого и чего мы являемся».
SoborSvet6.jpg

Самые яркие события дня — в инстаграме Зебра ТВ.