Может ли один туристический маршрут поднять уровень жизни во Владимирской области?

Московское архитектурное бюро Megabudka предложило региональным властям проект нового туристического маршрута, который, с одной стороны, подчеркнет достоинства региона и привлечет внутренних туристов, а с другой стороны, повысит качество жизни самих владимирцев
Новости Автор: 26 января, 15:15 13 7086
Дюкинские карьеры, фото из архива Зебра ТВ

Московские архитекторы из бюро Megabudka предложили Владимирской области новый туристический маршрут, который не только привлечет гостей из других регионов, но и на более поздних этапах повысит общий уровень жизни. Осенью 2020 года разработчики представили свои предпроектные исследования в администрации Владимирской области и заручились поддержкой губернатора Владимира Сипягина, но дальнейшего развития идея пока не получила.

ЧЕМ ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ МОЖЕТ ПРИВЛЕЧЬ ТУРИСТОВ?

В проекте Megabudka, на первый взгляд, нет ничего прорывного. Архитекторы включили в свой маршрут уже знакомые туристам места и объекты: Музей хрусталя в Гусь-Хрустальном, Суздаль, Доброград, колокшанского истукана, Дюкинские карьеры, «Бодарня» Джона Кописки, усадьбу Храповицких в Муромцеве. Авторы идеи уверены, что все эти достопримечательности нужно рассматривать не по отдельности, а в комплексе.

«Есть официальный туристический портал Владимирской области. Но на портале нет одного места, где бы были перечислены все аттракторы региона и при этом соединены каким-то понятным маршрутом. Есть какие-то отдельные точки: храмы, сыроварни, исторические поселения, но система показа информации не упорядочены, для составления маршрута полноценного путешествия она не подходит.

Сейчас турист по-другому выстраивает логику поездки: это не аналитическая экскурсия, когда вы взяли и посмотрели, например, типологию лучших деревень. Человек едет для того, чтобы получить впечатления, ему нужны очень яркие и разнообразные точки. И он должен встретить их через определенное расстояние: очень странно ехать 250 километров, а потом в одном месте встретить все четыре объекта», — рассказывает архитектор бюро Megabudka Артем Укропов.

Во время своих натурных исследований архитекторы заметили и несколько точек, потенциально интересных, но не отмеченных на официальных туристических картах. Иногда даже не требуется больших вложений — либо природа сама создала привлекательные и живописные объекты, либо достаточно минимального благоустройства, например, дорожного знака и небольшой стоянки, говорит Артем Укропов:

«Например, мы ехали через какой-то лес. Сама дорога шла через какой-то заповедник — ее уже можно отнести к объектам туристического показа. В Америке, например, есть очень характерные дороги, которые называются „сценическими“ — это те дороги, по которым ты едешь и тебе классно просто от того, что ты по ней едешь, потому что она очень красивая. И такие участки дорог во Владимирской области можно отнести к точкам по интересам.

Но можно заметить интересные места и рядом с ними. Мы проезжали по мосту, и метрах в десяти от него стоит заброшенный остов старого моста, поросший зеленью. И это место очень характерное. Местные власти не очень им гордятся, потому что это какой-то заброшенный мост, но для туриста это очень интересная точка, где можно посмотреть, как природа разрушает человеческое влияние. Это очень инстаграмное место.

Здесь вопрос в правильном позиционировании, это место можно подать как локальный хайлайт или еще как-то. Сейчас там нет даже места для парковки и за 50 метров нет обозначения, что скоро будет какая-то инстаграмная точка или локальная достопримечательность, чтобы люди были подготовлены. Два парковочных места и предупреждающий значок фактически ничего не стоят, но потенциально могут задержать туриста на этом месте».

Включение подобных мест притяжения в официальный маршрут станет стимулом для развития малого бизнеса, полагает архитектор Megabudka. Зная, что турист долгое время был в дороге и ему захочется отдохнуть, рядом можно разместить небольшое придорожное кафе или мотель. Постепенно, с ростом популярности места, вокруг него появится больше инфраструктуры, вплоть до локальных поселений, полагает собеседник Зебра ТВ.

Однако несмотря на ценность маршрута, сам по себе он будет работать лишь непродолжительное время. Чтобы турист не потерял интерес, нужны дополнительные стимулы, отмечает Артем Укропов. В пример он приводит другие проекты бюро Megabudka: парк «Кудыкина гора» в Липецкой области, где огромная территория объединена единым содержанием и маршрутной картой в виде настольной игры, или исторический город Тетюши в Татарстане.

«По одной из легенд, название „Тетюши“ произошло потому, что один мальчик, которого тянули за уши, кричал от боли „Тятя, уши!“. И мы предлагали всем группам туристов раздавать в автобусе многоразовые уши, благодаря которым в отдельных заведениях, которые входят в маршрут, они могли получить скидку. Да, выглядит это странно, но нигде в мире такой вещи больше нет — и место сразу приобретает „инстаграмность“», — рассказывает архитектор.
Kudikina.jpg

КАК МАРШРУТ ПОМОЖЕТ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ СТАТЬ ЛУЧШЕ?

Летом 2020 года московские архитекторы самостоятельно проехали по всем точкам предполагаемого маршрута и впечатлились увиденным. Поездка заняла шесть дней. За это время команда бюро потратила 20 тысяч рублей — в среднем чуть менее 3 тысяч рублей на человека. С ростом туристического потока доходы местного бизнеса и объем налоговых поступлений в бюджеты разных уровней вырастут пропорционально.

«Это значительно дешевле, чем за границей. Мы ни в чем себе не отказывали и получили отличные впечатления. В случайных разговорах мы рекомендовали этот маршрут всем тем, кто захочет ненадолго и экономично уехать на несколько дней из Москвы. Сам маршрут был плотным, на нем не было провальных участков. И даже проехав по нему, мы выявили несколько точек, о которых никто нигде не пишет», — отмечают архитекторы.

По мнению авторов, туристический маршрут впечатлений при грамотном продвижении на зарубежных и внутренних рынках увеличит поток гостей на 20-60%. В долгосрочной перспективе спрос повысит капитализацию земли, стимулирует развитие инфраструктуры, откроет новые рынки сбыта. Побочным эффектом станет «локальный патриотизм»: люди сильнее привяжутся к месту, в котором живут, и искренне полюбят его, убеждены архитекторы.

IMG_1321.jpg Гороховец, фото из архива Зебра ТВ

Вместе с разработкой туристических маршрутов изменится и работа общественного транспорта, междугороднего и городского, отмечают архитекторы. График движения автобусов, как правило, подстраивается под нужды туристов, чтобы им не пришлось делать длинные остановки, и при этом соблюдается гораздо четче, ведь от этого зависит прибыль перевозчика, рассказал Зебра ТВ Артем Укропов:

«Или, скажем, в отдаленном селе есть остановка, где турист должен провести, например, 1,5 часа. И мы знаем, что в этом селе есть Дом культуры и летний кинотеатр, где показывают фильмы. Тогда мы приходим в этот кинотеатр и говорим: вот, у вас показ в 11 часов, а вы перенесите его на 11:45, когда приедет группа. У кинотеатра сразу вырастет трафик, а туристы не проведут время впустую и скрасят ожидание следующего автобуса».
dGgGj2T2GqU.jpg Колокшанский истукан

Свой туристический маршрут Megabudka рассчитывает сделать в два этапа. На начальной стадии появятся детальная маршрутизация и продуманная карта, где будут отмечены самые интересные места и дополнительные точки притяжения. Для этого архитекторы намерены провести масштабное исследование: поговорить с местными жителями, проанализировать запросы в поисковиках, посты в соцсетях и на форумах, исследовать геоданные.

Второй этап включает в себя точечное решение проблем и задач: сбор документации для грантовых конкурсов, разработку основных принципов локальной идентичности и дизайн-кода, подготовку архитектурных проектов для инфраструктурных и туристических объектов и смет для них. Megabudka не исключает и создание проектов «новых городов и коттеджных поселков с другим качеством среды» вдоль основных туристических направлений.

IMG_8488.jpg Ковров, фото из архива Зебра ТВ

СКОЛЬКО ЭТО БУДЕТ СТОИТЬ?

Стоимость первоначальных мероприятий для создания туристического маршрута в архитектурном бюро оценивает в 3 миллиона рублей. Несмотря на то что Megabudka пригласили владимирские предприниматели, архитекторы убеждены, что финансировать проект должна администрация Владимирской области — так продукт будет более сбалансированным и естественным.

«Гипотетически это возможно. Но продукт, о которым мы говорим, рассчитан не на одну сферу бизнеса — он всеобъемлющий, широкий спектр предпринимателей. Если заказчиком будет какой-то конкретный бизнес, значит нам нужно априори сконцентрироваться на нем, проводить искусственные маршруты, чтобы его поддержать, начать немного с другого конца. Маршрут получится немного аффилированным», — считает архитектор Артем Укропов.
IMG_5460.JPG Суздаль, фото из архива Зебра ТВ

Бизнесмены, заинтересованные в появлении туристического маршрута, в разговоре с Зебра ТВ отметили, что проект в долгосрочной перспективе будет выгоден для Владимирской области. Популярность территории привлечет в регион новых инвесторов, а также значительные федеральные ресурсы. В конечном счете это позволит области поднять уровень благосостояния населения, уверены собеседники редакции.

Подпись видео

В начале осени 2020 года бюро Megabudka добилось встречи с губернатором Владимиром Сипягиным. По словам Артема Укропова, у них было 15 минут, чтобы рассказать о своей идее, однако этого хватило, чтобы заручиться поддержкой главы региона. Сипягин поручил своим заместителям детальнее проработать проект, московские архитекторы провели еще несколько встреч с областными чиновниками, однако на этом пока все и закончилось:

«Основная проблема — это статистика. У нас сейчас туризм работает с тем, что можно посчитать, так удобнее отчитываться: сколько туристических групп, от какого оператора и так далее. Но турист стал более сознательным и самостоятельным. А частный трафик очень тяжело посчитать. В принципе, это реально, если, например, считывать номера автомобилей или отслеживать геоданные, но индустрия пока работает по старинке.

Еще одна проблема: все, что касается администрирования, ограничено границами региона. Но турист, когда едет в путешествие, думает, что поедет на восток и захватит по пути Владимирскую область, а не целенаправленно во Владимирскую область. Условно говоря, туристу было бы интересно посмотреть сразу и Гусь-Хрустальный, и Гусь-Железный в Рязанской области, потому что у них похожие названия. Но никто не думает про интерес к соседним регионам.

Или еще пример. В Нижегородской области есть город Павлово, недалеко от Гороховца - нужно проехать через заповедник и реку Оку. Там замечательный песчаный карьер, большая песчаная коса. И мы можем пользоваться такими ресурсами, развивая туристический маршрут Владимирской области, ничего страшного в этом нет. Но администрации не думают в таких границах, потому что у них нет возможности как-то повлиять на соседние регионы».

Зебра ТВ направила официальный запрос в администрацию Владимирской области, чтобы узнать о планах руководства региона по развитию нового туристического маршрута.

Самые яркие события дня — в инстаграме Зебра ТВ.