70 представителей «сувенирного» бизнеса Владимирской области протестуют против попытки Владимиро-Суздальского музея «монополизировать» памятники ЮНЕСКО

Малые предприниматели Владимира и Суздаля проявили небывалое единодушие, подписав открытое письмо директору Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлане Мельниковой. Копии направлены губернатору Владимирской области Сипягину, в ФАС, куратору программ ЮНЕСКО и министру культуры РФ
Новости Автор: 17 августа 2019, 12:11 13 7870
документ

Под открытым письмом — подписи директоров сувенирных магазинов, частных музеев и издательств, частных экскурсоводов, продавцов сувениров и продуктов, работающих в центре Владимира (авторы обращения в редакцию Зебра ТВ утверждают, что у них в наличии все «живые» подписи указанных персон).

В достаточно жестких формулировках «малые» бизнесмены региона-33 требуют от ВСМЗ прекратить «кошмарить» местное предпринимательское сообщество так называемым «сувенирным налогом», перестать «монополизировать» памятники Владимирщины, являющиеся достоянием всего мира, дать возможность частникам работать на территории, где расположены исторические объекты.

При этом инициаторы появления данного обращения пояснили редакции, что малый бизнес пока сознательно не стал писать жалобу в прокуратуру и антимонопольную службу. Хотя, по мнению представителей туриндустрии, уже есть поводы. «Малые» бизнесмены Владимира и Суздаля указывают на то, что, по всей видимости, решить конфликт с музеем мирным путем будет сложно.

Напомним, в середине июня текущего года Владимиро-Суздальский музей-заповедник публично объявил, что вводит плату за использование в коммерческих целях изображений зданий и культурных ценностей, находящихся в управлении музея. Платить «сувенирный налог» должны производители сувенирки и прочей продукции — даже продуктов питания, на упаковках которых изображены знаменитые достопримечательности региона-33. Расценки немаленькие — к примеру, 10 тысяч рублей в год за один тип сувенирки.

list_museumprice2.jpg

Производители сувенирной продукции вначале отреагировали на новые требования ВСМЗ достаточно мягко, ограничившись выпуском «сувенирных шаржей» и обращением к руководителям профильных структур администрации Владимирской области (которые, к слову, свою позицию по «сувенирному налогу» пока официально не озвучили).

foto_monumentsprise.jpg фото из группы артели «Дядя Миша» во ВКонтакте

Ну а руководство ВСМЗ заявило о том, что право музея взимать с бизнесменов плату за коммерческое использование объектов всемирного достояния подкреплено законами РФ и практикой других известных музеев России. При этом во владимирском музее подчеркнули, что деньги коммерсантов идут на сохранение памятников, изображая которые на сувенирке они получают прибыль.

Как раз законность взимания «сувенирного налога» подвергает сомнению бизнес-сообщество региона-33:

«У нас на руках судебное решение по делу № А40-25606/2016 Арбитражного суда г. Москвы по иску государственного музея-заповедника "Павловск" к издательскому дому "Комсомольская правда" и ООО "Директ-медиа" об использовании фотографий музея в печатном издании "Камерон". Музей проиграл.

У нас на руках переписка с Ярославским музеем-заповедником и музеем Эрмитаж об издании открыток с изображением зданий музеев. В них - искреннее удивление музеев, в чем, собственно, вопрос - изображать и издавать эти изображения не запрещено законом.

То есть, все аргументы директора ВСМЗ о том, что "везде так" и "есть судебные прецеденты в пользу музеев" голословны», - пояснили Зебра ТВ авторы обращения.

Предпринимателей возмущает тот факт, что владимирский музей решил объявить исключительное право собственности на общедоступные строения, объекты культурного наследия ЮНЕСКО, символы Владимира и Суздаля: Золотые Ворота, Успенский и Дмитриевский соборы, храм Покрова-на-Нерли, Суздальский кремль и так далее. Авторы письма указывают, что ВСМЗ не является собственником зданий, в которых размещены экспозиции музея - они всего лишь находятся в его ведении (управлении) и принадлежат всем людям, как историческое наследие.

Кроме того, авторы обращения протестуют против запрета работать на территории ВСМЗ для частных гидов:

«Согласно статье 13 Конституции РФ - все общественные объединения равны перед законом, частные издатели и частные экскурсоводы имеют право осуществлять свою деятельность наравне с издателями и экскурсоводами ВСМЗ. Мы все работаем на благо нашего края, честно платим налоги в областной и городской бюджеты, привлекаем туристов».

По мнению «малых» предпринимателей туриндустрии, ВСМЗ нарушает Антимонопольное законодательство РФ, присваивая себе исключительные права на выпуск изданий, сувениров и проведения экскурсий во Владимире и Суздале. И недоумевают, почему музей отказался от взимание платы за проведение частных экскурсий, если ему так нужны деньги на реставрацию памятников:

«Для чего в декабре 2018 года была отменена платная аккредитация частных гидов, приносившая музею неплохой доход? Если 40 частных гидов заплатят по 14 000 рублей за лицензию на проведение экскурсий в музеях, это живые деньги. Во всяком случае, от издателей и сувенирщиков ВСМЗ получит ровно на 560 000 рублей меньше».

В предпринимательском сообществе призывают руководство Владимиро-Суздальского музея-заповедника отказаться от требования денег за логотипы, рисунки и фотографии Золотых Ворот, сделанные не сотрудниками ВСМЗ. А также вернуть возможность проведения экскурсий в музеях Владимира и Сузаля для частных гидов.

suvenirletter_01.jpg
suvenirletter_02.jpg
suvenirletter_03.jpg
suvenirletter_04.jpg
suvenirletter_05.jpg