Пока власти Владимирской области расцвечивают новостную ленту амбициями повысить туристическую привлекательность региона, а памятник ЮНЕСКО Золотые ворота в центре столицы несколько месяцев остаётся без нормальной подсветки, владимирская общественность ищет удачные практики в тех городах, где есть специалисты, способные создавать комфортные и безопасные условия. Одну из таких попыток предпринял Центр современной культуры «Флигель», где прошла встреча с экспертами бюро светодизайна «Культура света».
Бюро базируется в Москве и занимается дизайном освещения городских пространств по всей стране – от Норильска и Красноярска до Выксы, Тулы, Москвы и Дербента. На примере своих работ команда специалистов рассказала владимирцам о базовых принципах городского светодизайна, принятых в современной урбанистике, – комфорт жителей, безопасность, идентичность и проектирование освещения на основе исследований городской среды.
Качественное освещение города - это о том, что фонари в парках не должны ослеплять людей и мешать птицам, тратить энергию на освещение неба вместо пешеходных дорожек, а проект светового дизайна должен учитывать не только особенности ландшафта, но и предназначение каждой зоны общественного пространства. И это лишь базовый минимум требований.
К примеру, в парке в Севастополе бюро спроектировало такую подсветку смотровой площадки, чтобы жителям и туристам было хорошо видно поверхность, по которой они идут, но свет ламп не мешал им наслаждаться закатом. Для каждой зоны парка предусмотрели свои приёмы освещения и цветовую температуру.
В парке Малевича в Москве подсветка органично вписана в природную зону. Для этого понадобилось всего два типа светильников – низкие боларды и небольшие торшеры. Они хорошо освещают дорожки и подчёркивают ландшафт, не загрязняя пространство лишним светом. Пирсы и смотровая площадка у водоёма намеренно практически не освещены, чтобы световые приборы не мешали созерцать ночное небо.
Схожий принцип у Овчинниковской и Озерковской набережных Москвы. Вдоль реки – низкие светильники, подсвечивающие дорожку тёплым жёлтым светом, в зоне с лавочками – фонари с направленным светом. В бюро работают на нижних границах нормы освещённости (от двух люкс), это не только экономно, но и комфортно для глаз.
Цвет и цветовая температура городского освещения важны не меньше, чем его интенсивность и расположение. Бюро провело серию экспериментов и пришло к выводу, что молодое поколение предпочитает скорее холодные температуры белого света, а старшее – тёплые. Самые приятные тона цветного освещения, по мнению испытуемых, – фиолетовый и жёлтый, красный и синий, а зелёный у большинства вызывает дискомфорт. Также удалось выявить корреляцию между цветом лампочки и восприятием длительности времени, проведённого под ней. Например, красный цвет удалось реализовать в световом проекте Кремлёвской набережной в Туле.
Подробнее о результатах можно почитать в цифровом журнале, основанном российскими светодизайнерами, «Длина волны».
Как рассказывают светодизайнеры, освещение городских пространств недооценено в большинстве городов страны. Хотя в России есть возможность получить профильное образование (архитектурная школа МАРШ и Энергетический институт в Москве, университет ИТМО в Санкт-Петербурге, а также онлайн-курсы) и достаточно специалистов в этой сфере, городские власти зачастую пренебрегают качеством и комфортом при благоустройстве городов, отдавая предпочтение дешевизне. В органах самоуправления попросту не хватает компетенций в сфере урбанистики, и потому в городах нет законов, которые регламентировали бы освещение на улицах и в парках, подсветку архитектуры. Например, в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде создают комплексные стратегии освещения, в которых учитывают оптимальные параметры интенсивности и качества света в городе, его энергопотребление и эстетические параметры. Примеры хорошей работы со светом в городских пространствах можно увидеть также в Казани и Екатеринбурге.
Во Владимире с освещением работают нескладно, и чтобы это понять, высшее образование в сфере светодизайна совсем необязательно. Например, Патриотический сквер, построенный в Октябрьском районе летом 2021 года, очевидно пересвечен. Ночью белый свет фонарей слепит пешеходов за полкилометра – ещё на тротуаре у Белого дома. Кроме того, круглые плафоны светильников рассеивают немалую часть света в небо, что крайне неэффективно.
В то же время тротуар через дорогу напротив сквера не освещён вовсе. Пешеходная зона соединяет центр города со спальными районами и у жителей популярна. Она граничит с густыми зарослями оврага у Белого дома, как его прозвали в народе, и в ночное время жителями воспринимается как небезопасная.
Как замечают местные урбанисты, во Владимире нет ни светового регламента, ни комплексного подхода к световому оформлению.
«Везде с этим плохо. Я не назову здания в городе, которое было бы хорошо подсвечено. Я даже помню, было интервью Светланы Мельниковой, которая говорила, что она специально вечером выбирает маршрут, чтобы не проезжать мимо Красного креста – настолько ей не нравится, как подсвечено здание. Там был хороший проект подсветки, но его сильно оптимизировали, поэтому получилось не очень хорошо.
Кажется, что в целом мы не умеем работать с освещением, не хватает специалистов. Я так понимаю, что при принятии решений главный фактор – это цена, и больше ни о чём мы не думаем. Это прискорбно.
У нас есть компании, которые производят хорошее светотехническое оборудование, в том числе по авторским проектам. Тот же парк ДТЮ, который является природной территорией внутри города, - островок дикой природы в городе, там много птиц и растений, в том числе "краснокнижных". Я знаю, что на этапе разработки концепции бюро "Реформа" заложило хорошую базу, которую хотелось бы развить. Они предусматривали специальные светильники, которые будут давать минимальное световое загрязнение и не вторгаться в мир природы. Специально направленный свет, кроме того, там регламентировалось время отключения светильников, чтобы в ночное время птицам не мешать. Хочется, чтобы при реализации таких знаковых проектов привлекали хороших специалистов и просто показали, что такое хорошо реализованный проект», - рассказал владимирский урбанист, сооснователь общественного движения «Владимир будущего» Артём Черней.
Как отмечают владимирские общественники, освещённость влияет не только на эстетику города, но и на его безопасность. При плохом освещении горожанам труднее рассмотреть, что у них под ногами, – гололёд, лужи или снег. Нехватка света также способствует криминализации городских районов. Недавно прямо на центральной улице города – Большой Московской, избили и ограбили владимирского журналиста Дмитрия Резникова. Эта улица, несмотря на статус центральной, освещена довольно слабо, архитектурные объекты подсвечены плохо или не подсвечены вовсе.
«Очень на себя обращает внимание ситуация с освещением парков. Мы много раз писали об освещении Добросельского парка, где в принципе не хватает света. Там редко стоят светильники, причём с таким шарообразным плафоном, назовём его так, который даёт рассеянный свет и освещает небо, а не дорожку, по которой мы идём. Это очень тусклый свет, который делает среду некомфортной.
Проблем очень много, взять подсветку ключевых зданий, те же Золотые ворота. Подсветка как бы есть, но она вышла из строя, лампы износились. К нам на Новый год на праздники приехало, наверное, много туристов, и что они увидели? Они даже фото не смогли сделать на память, с собой не смогли увезти. А это возможности, которые город теряет, это туристическая привлекательность», - отмечает Артём Черней.
Пока власти города игнорируют необходимость комплексного подхода к благоустройству города, улицы Владимира не назовёшь комфортными, приятными и привлекательными, особенно ночью. Описание древней столицы скорее походит на известные стихи «Ночь, улица, фонарь, аптека…» Александра Блока: «бессмысленный и тусклый свет». Кажется правдой, живи мы ещё «хоть четверть века, всё будет так, исхода нет». Но владимирские общественники они уверены - пока в городе не замалчивают ключевые проблемы, шанс на их разрешение остаётся.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.