Почему специалисты смотрят со скепсисом на идею разработки в технопарке «Кванториум-33» трактора-беспилотника?

В детском технопарке Владимирской области «Кванториум-33» приступят к созданию трактора-беспилотника, чтобы занять свободную нишу на рынке сельхозтехники. Специалисты полагают, что у воспитанников технопарка ничего не выйдет из-за дороговизны проекта и наличия похожих разработок у крупных игроков
Новости Автор: 19 января 2021, 08:28 39 3675
Концепт комбайна «Ростсельмаша», проект Ильи Авакова

Во Владимирской области проектная команда детского технопарка «Кванториум-33» приступает к созданию трактотора-беспилотника. Пресс-служба обладминистрации сообщает, что подростки, которые уже не первый год занимаются в технопарке, «выходят на выполнение реальной инженерной задачи» - им предстоит переделать в беспилотник мини-трактор «Скаут». Техника китайского производства под эти цели уже приобретена и готова к трансформации.

jWAlrfD_cPo.jpg мини-трактор «Скаут»

Ожидается, что беспилотник - если он будет сделан - пригодится в сельском хозяйстве: он сможет транспортировать грузы на закрытой территории, подвозить корма животным, собирать сено в тюки в поле и делать другие несложные операции.

Пресс-служба администрации Владимирской области приводит комментарий руководителя «Кванториума-33» Валентина Пономарёва:

«Беспилотные технологии стремительно входят в нашу жизнь, и это направление будет только развиваться. Наш “Кванториум” решил включиться в гонку беспилотных технологий. Приобретённый трактор – отечественной сборки, он полностью лишён автоматики. Мы намеренно взяли самое простое, без электроники, изделие, потому что убеждены, что роботизация именно такой простой в обращении техники позволит нам выйти на аграрный рынок, где при ремонте привыкли обходиться обычным гаечным ключом. С нашим беспилотником можно смело заходить в сельское хозяйство, его не будут бояться, это не машина за 20 миллионов рублей, это вполне понятный агрегат – просто усовершенствованный».

В руководстве детского технопарка уверены, что разработка «Кванториума-33» будет востребована на рынке беспилотной техники для нужд сельского хозяйства:

«Кванторианцы глубоко изучили вопрос и выяснили: сегодня на российских полях работают большие комбайны. Они дорогие, и закупают их в основном крупные предприятия. Новый тренд – роботизация сельского хозяйства через малый транспорт, сфера применения которого гораздо шире. Команда “Кванториума-33” ставит перед собой амбициозную задачу занять пока вакантный сегмент беспилотного рынка».

Но специалисты настроены скептически по поводу замыслов команды «Кванториум-33». В частности, инженер Дмитрий Лапыгин, ранее работавший в конструкторском бюро спецробототехники Ковровского электромеханического завода, считает, что у беспилотника на базе трактора «Скаут» нет перспектив из-за дороговизны проекта и наличия схожих разработок у крупных производителей сельхозтехники.

В 2010 году команда Red Eyes из студентов Ковровской государственной технологической академии под руководством Лапыгина заняла первое место на соревновании автомобилей-роботов «РобоКросс» - они тогда представили проект беспилотной «ГАЗели». Их наработки получили прикладное развитие при создании специальных изделий, выпускаемых на ковровских оборонных предприятиях.

Lapyigin_Dmitriy.jpg

Дмитрий Лапыгин считает, что проект «Кванториума» невозможно реализовать, не только из-за его высокой стоимости, но и из-за отсутствия компетенций у разработчиков:

«Необходимо купить навесное оборудование, электронику, датчики - всё то, что нужно навесить на трактор, чтобы он стал действительно полноценным роботом, а это при сегодняшнем курсе доллара может стоить до пяти миллионов рублей. Во-вторых, нужно понимать конкретную задачу, потому что одно дело - сделать машинку на дистанционном управлении с какими-то элементами автоматики и автоматизации, и другое дело - решить задачу произвольного управления, когда техника работает в среде, не определённой заранее. Ведь есть разница, когда всё происходит в закрытом пространстве, где все препятствия известны, и когда вы выезжаете в чистое поле, где вдруг может выбежать человек, может появиться какое-то внезапное препятствие, которое необходимо молниеносно распознать. Это совершенно другой подход к оборудованию, к сенсорам, к системам локализации. Это дорого даже на этапе поисковых работ. Сделать игрушку какую-то — да, можно, но не более того.

Мобильная робототехника сложна тем, что она требует комплексных знаний по мехатронике - электромеханике плюс электронике, математике, программированию, и умений обрабатывать данные с большого количества датчиков. Руководитель проекта должен знать всё это.

Я могу сказать, что именно по автономным или полуавтономным тракторам уже есть наработки у крупных производителей сельхозтехники, таких, как John Deere, например. Более того, уже разработаны модули, которые можно установить на любой трактор, и он будет попадать борозда в борозду в автоматическом режиме.

В то, что это будет проект с выходом на какой-то коммерческий результат, я не верю, учитывая, что сейчас происходит со школьным образованием. Вместе с тем, эта работа не должна пройти даром для участников проекта, они однозначно сделают определённый шаг вперёд в своём общем развитии».

Самые яркие события дня — в инстаграме Зебра ТВ.