Дело начальника владимирской Росгвардии сделали пособием для студентов

Во время очередного судебного заседания по уголовному делу Алфии Мокшиной адвокаты искали подтверждение тому, что показания свидетелей срежиссированы следователями. За происходящим наблюдали студенты владимирского филиала РАНХиГС
СПЕЦПРОЕКТЫ Автор: 18 ноября 2019, 16:10 17 7022
Репортаж

В Октябрьском районном суде города Владимира продолжается рассмотрение уголовного дела начальника управления Росгвардии по Владимирской области. Напомним, Алфию Мокшину обвиняют в мошенничестве, получении взяток и приготовлению к получению взяток. Считается, что все преступления она совершила в апреле и начале мая 2018 года, когда в силовом ведомстве проходила ревизия финансово-хозяйственной деятельности. В понедельник, 18 ноября, суд допросил еще двоих свидетелей обвинения, начальника отдела вневедомственной охраны (ОВО) по Петушинскому району Сергея Кашутина и его коллегу из Кольчугинского района Сергея Просыпалова.

IMG_1621_1.jpgАлфия Мокшина

ЧТО ПРОИСХОДИЛО РАНЬШЕ

В первый день заседания адвокаты Мокшиной потребовали вернуть уголовное дело в прокуратуру из-за многочисленных нарушений во время следствия. Суд не удовлетворил это ходатайство защиты.

Второй день начался с оглашения обвинительного заключения. Глава владимирской Росгвардии не признала себя виновной. Алфия Мокшина заявила, что ее уголовное дело искусственно создано руководителями региональных силовых структур, которые хотели убрать Светлану Орлову с поста губернатора Владимирской области.

Весь третий день суд посвятил допросу первого потерпевшего — начальника управления вневедомственной охраны (УВО) Владимирской области Алексея Севостьянова. Его показания легли в основу эпизода о мошенничестве.

На четвертый день второй потерпевший, начальник финансово-экономического отдела регионального УВО Ольга Равковская рассказала о передаче Алфие Мокшиной 50 тысяч рублей в коробке из-под «Рафаэлло». Заместитель начальника регионального управления Росгвардии Алексей Прямов, проходящий свидетелем по делу, попытался объяснить суду, как он по требованию Мокшиной собирал деньги с подчиненных.

Допрос свидетелей обвинения продолжался и в течение всего пятого дня заседания. Перед судом выступили замглавы владимирской Росгвардии, полковник полиции Андрей Бодягин, а также глава ОВО Александровского района Вадим Сильчихин. Адвокаты дали понять, что некоторые служебные документы были уничтожены во время ревизии, но с какой целью – пока точно непонятно.

ВНЕСТИ ТРИДЦАТОЧКУ

На шестой день судебного процесса над Алфией Мокшиной в зале собрались не меньше 20 зрителей. Адвокат главы владимирской Росгвардии, профессор владимирского филиала РАНХиГС Александр Аверин, пригласил своих студентов посмотреть, что происходит во время заседаний. Первым к суду и первокурсникам вышел начальник петушинского отдела вневедомственной охраны Сергей Кашутин.

IMG_1618_1.jpg

В подразделении Кашутина ревизия 2018 года проходила в сжатые сроки – с 3 по 8 мая. Члены комиссии из центрального аппарата Росгвардии нашли несколько недочетов, довольно незначительных по сравнению с другими подразделениями. Сам Кашутин, впрочем, назвал найденные нарушения серьезными, оговорившись, что «все вправе ошибаться». Ревизоры обнаружили перерасход бензина, недостачу материальных средств и другого вещей – всего на 27,5 тысяч рублей. Провинившиеся сотрудники внесли всю сумму в кассу 7 мая и, таким образом, до завершения проверки устранили все нарушения.

Через некоторое время после начала ведомственной проверки в Петушинском районе Кашутину позвонил замглавы владимирской Росгвардии, майор полиции Алексей Прямов и сообщил, что нужно отблагодарить ревизоров. Прямов предложил «внести тридцаточку» – такую сумму якобы запросила Алфия Мокшина за то, чтобы не привлекать Кашутина в дисциплинарной ответственности по итогам проверки, а также минимизировать количество нарушений в итоговом акте ревизии отдела.

Утром 6 мая Сергей Кашутин приехал в банк, снял необходимую сумму с карты и через несколько минут передал пачку банкнот Прямову. Дальнейшая судьба 30 тысяч рублей Кашутину неизвестна, но начальник ОВО Петушинского района «был твердо уверен», что деньги дойдут до Мокшиной. Видимых причин не доверять своему коллеге и заместителю руководителя владимирской Росгвардии у Кашутина на тот момент не было.

IMG_1623_1.jpgСергей Кашутин

Для главы петушинской вневедомственной охраны всё в итоге закончилось благополучно. Все нарушения попали в итоговый акт ревизии, подписанный 8 мая, но наказывать Кашутина не стали. После завершения проверки финансово-хозяйственной деятельности ему поручили провести служебное расследование, по итогам которого главного бухгалтера петушинского ОВО лишили месячной премии, а двоим сотрудникам объявили дисциплинарное взыскание.

Приказ о проведении служебного расследования поступил Кашутину от непосредственного начальника, главы регионального управления вневедомственной охраны Алексея Севостьянова, но свидетель все равно настаивал: решение принималось на уровне руководителя владимирской Росгвардии. После нескольких безуспешных попыток найти логику в ответе главы петушинского ОВО, адвокат Александр Аверин в сердцах поинтересовался, не стоит ли тогда наказать за финансовые нарушения в районном отделе вневедомственной охраны президента Владимира Путина. Судья Юрий Евтухов предусмотрительно снял вопрос.

Под конец допроса Кашутин, работающий в органах внутренних дел с 1996 года, охарактеризовал Алфию Мокшину как «требовательного, жесткого руководителя, который может быстро принимать решения». По словам свидетеля обвинения, глава владимирского управления Росгвардии могла в любой момент употребить в речи слова «ближе к ненормативной лексике, чтобы до подчиненных быстрее доходило». Личных претензий у Кашутина к Мокшиной не было.

ИСПЫТАНИЕ ДЛЯ СУДЬБЫ

Второго свидетеля обвинения, начальника ОВО по Кольчугинскому району Сергея Просыпалова, допрашивали дольше, чем Кашутина – и с куда большим пристрастием. Чтобы определиться с тем, как Просыпалов передавал деньги для Мокшиной, потребовалось озвучить все протоколы досудебных допросов свидетеля. Всего их было три.

Впервые главу кольчугинского ОВО допросили как свидетеля 27 июня 2018 года, в день, когда в отношении Алфии Мокшиной возбудили уголовное дело. Перед тем как отвечать на вопросы, Просыпалов подтвердил свое желание сотрудничать со следствием.

8 мая 2018 года замглавы владимирской Росгвардии Алексей Прямов проводил совещание по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности. После встречи он подошел к Просыпалову и попросил 5 тысяч рублей, чтобы члены комиссии из центрального аппарата силового ведомства «закрыли глаза» на некоторые нарушения, попавшие в итоговый акт ревизии. У главы кольчугинского ОВО были с собой пять купюр по тысяче рублей, которые он и передал Прямову лично в руки. Чтобы было с деньгами дальше – Сергей Просыпалов следователю по особо важным делам Волосову сказать не смог.

Второй допрос Просыпалова состоялся 2 июля 2018 года. Его проводил уже следователь по особо важным делам Иванов. В протоколе допроса отмечалось, что свидетель захотел уточнить свои первоначальные показания, однако новые подробности кардинально поменяли картину произошедшего.

IMG_1624_1.jpg Сергей Просыпалов

Фабула во вторых показаниях Просыпалова осталась та же: 8 мая 2018 года майор полиции Алексей Прямов проводил совещание, после которого подошел к главе кольчугинского ОВО и попросил денег, только уже не 5 тысяч, а около 10 тысяч рублей. Согласно уточненным показаниям, Прямов объяснил, что деньги потребовала лично Алфия Мокшина, чтобы «минимизировать количество нарушений» в итоговом акте ревизии и не привлекать Просыпалова к дисциплинарной ответственности. До выхода на пенсию оставалось три года и, по словам начальника кольчугинской вневедомственной охраны, он «не стал искушать судьбу». Просыпалов передал лично в руки Прямову 5 тысяч рублей тысячными купюрами. Дошли деньги до Мокшиной или нет, Просыпалов не знал.

Третий допрос Сергея Просыпалова, который также проводили следователь по особо важным делам Иванов, состоялся спустя год, 18 июня 2019 года. К этому времени дело Алфии Мокшиной уже пытались передать в прокуратуру для вынесения обвинительного заключения, однако надзорное ведомство вернуло его на дорасследование. По словам адвокатов начальника владимирской Росгвардии, прокурор не нашел состава преступления – и после небольшого перерыва он появился.

Защита также обратила внимание, что «весь негатив» в адрес подсудимой написан следователями. Адвокаты зацепились за характеристику лично Мокшиной, данную свидетелем Просыпаловым. Она наполовину совпадала с описанием, которое дал своей начальнице майор полиции Прямов на одном из предыдущих заседаний. «Своевольная, своенравная, в коллективе ее не особо уважали, но боялись» – так отзывалась о своем боссе глава ОВО по Кольчугинскому району, впрочем, не сумев доказать свои слова конкретными примерами из жизни.

Наконец, в зале суда Просыпалов представил еще одну версию произошедшего в мае 2018 года. Она больше напоминала показания последних двух допросов с незначительными изменениями. К примеру, свидетель уточнил (или вспомнил?), что поначалу не хотел давать деньги Прямову. Только после того, как майор полиции пообещал доложить об отказе лично Мокшиной, Просыпалов достал кошелек, вынул пять тысячных купюр и положил их в черную папку на столе замглавы владимирской Росгвардии. Глава кольчугинского ОВО также перечислил нарушения, обнаруженные ревизорами в его подразделении – все они были незначительными и устранялись в процессе проверки.

Адвокаты буквально допытывались, что послужило причиной такой резкой трансформации показаний Сергея Просыпалова. Свидетель заметно нервничал, говорил невнятно, односложно и разводил руками, когда его спрашивали о давлении со стороны следователей или государственного обвинения. После почти десятка по разному сформулированных, но похожих по сути вопросов, Просыпалов все-таки взял себя в руки и пояснил, что на втором и третьем допросах его опрашивали «более глубоко».

Следующими свидетелем обвинения в суде будет сотрудник регионального управления ФСБ, которому, по всей видимости, замглавы владимирской Росгвардии Прямов рассказал о требованиях Мокшиной по сбору денег с подчиненных. Заседание продолжится 26 ноября.