В среду, 13 ноября, в Октябрьском районном суде города Владимира возобновилось рассмотрение уголовного дела начальника управления Росгвардии по Владимирской области. Напомним, Алфию Мокшину обвиняют в мошенничестве, получении взяток и приготовлению к получению взяток. Считается, что все преступления она совершила в апреле и начале мая 2018 года, когда в силовом ведомстве проходила ревизия финансово-хозяйственной деятельности. На пятом по счету заседании суд допросил двух свидетелей обвинения, с которых, по версии следствия, Мокшина требовала деньги: руководителя Центра лицензионно-разрешительной работы Андрея Бодягина и главы отдела вневедомственной охраны Александровского района Вадима Сильчихина.
ЧТО ПРОИСХОДИЛО РАНЬШЕ
На первом заседании адвокаты Мокшиной потребовали вернуть уголовное дело в прокуратуру из-за многочисленных нарушений во время следствия. Суд не удовлетворил это ходатайство защиты.
Второе заседание началось с оглашения обвинительного заключения. Глава владимирской Росгвардии не признала себя виновной. Алфия Мокшина заявила, что ее уголовное дело искусственно создано руководителями региональных силовых структур, которые хотели убрать Светлану Орлову с поста губернатора Владимирской области.
Все третье заседание суд посвятил допросу первого потерпевшего — начальника управления вневедомственной охраны (УВО) Владимирской области Алексея Севостьянова. Его показания легли в основу эпизода о мошенничестве.
Во время четвертого заседания второй потерпевший, начальник финансово-экономического отдела регионального УВО Ольга Равковская рассказала о передаче Алфие Мокшиной 50 тысяч рублей в коробке из-под «Рафаэлло». Заместитель начальника регионального управления Росгвардии Алексей Прямов, проходящий свидетелем по делу, попытался объяснить суду, как он по требованию Мокшиной собирал деньги с подчиненных.
«ТО, ЧТО В ПАМЯТИ ОТЛОЖИЛОСЬ»
Пятое заседание по делу Алфии Мокшиной началось с повторного ходатайства защиты о сборе доказательств для проверки показаний потерпевших Севостьянова и Равковской, а также свидетеля Прямова. Адвокаты Мокшиной просили у суда помочь со сбором сведений о движении денег на банковских счетах фигурантов дела и с установкой их местонахождения в дни совершения преступлений. Как и во время предыдущего заседания, судья Юрий Евтухов посчитал просьбу юристов преждевременной и отклонил ходатайство. После этого в зал пригласили свидетеля Андрея Бодягина.
Полковник полиции Бодягин работает в структуре МВД с 1991 года. Последние восемь лет он трудился в Центре лицензионно-разрешительной работы. К моменту назначения Алфии Мокшиной на должность начальника владимирского управления Росгвардии в октябре 2016 года Бодягин руководил Центром и одновременно числился заместителем Мокшиной.
За время службы в органах внутренних дел полковник полиции прошел, по его признанию, через множество проверок, в том числе со стороны управления собственной безопасности МВД, Следственного Комитета и других структур. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности регионального подразделения Росгвардии, начавшаяся в апреле 2018 года, его практически не коснулась. Как пояснил Андрей Бодягин, у членов комиссии возник вопрос только к системе учета бланков строгой отчетности, но «это был рабочий момент».
Бодягин говорил в суде «то, что в памяти отложилось», не называя дат и других мелких деталей. Тогда по требованию защиты суд озвучил два протокола допроса полковника полиции. Первый раз Бодягин отвечал на вопросы следователей в день задержания Алфии Мокшиной, 27 июня 2018 года. Следующий разговор со следователем состоялся спустя год 18 июня. На втором допросе заместитель начальника владимирского управления Росгвардии вспомнил заметно больше подробностей, чем во время первой встречи со следователями и в зале суда.
11 или 12 апреля 2018 года Алфия Мокшина собрала у себя в кабинете подчиненных и заявила, что ревизоры обнаружили множество нарушений. Начальник владимирской Росгвардии не хотела, чтобы они появились в итоговом акте проверки. Мокшина рекомендовала Бодягину встретиться с другим своим заместителем, майором полиции Алексеем Прямовым. Он должен был объяснить, что делать дальше, рассказывал глава Центра лицензионно-разрешительной работы на допросе 18 июня 2019 года.
Андрей Бодягин воспользовался советом начальника 23 апреля 2018 года. Во время разговора, который состоялся в головном офисе регионального управления Росгвардии на Суздальском проспекте, Прямов сообщил Бодягину, что нужно передать Мокшиной 30 тысяч рублей. В противном случае, глава Центра лицензионно-разрешительной работы рисковал понести дисциплинарную ответственность за выявленные во время ревизии нарушения.
Бодягин воспринял угрозы наказания «как личное оскорбление». Он взял паузу на раздумья. К тому моменту все нарушения, касавшиеся направления его работы, были устранены. Полковник полиции «чувствовал это душой», но подтвердить не мог — акта проверки он не видел и с ревизорами не общался (в суде выяснится, что 17 апреля Бодягин или его подчиненные доложили проверяющим об исправлении ошибок с учетом бланков строгой отчетности).
24 апреля замначальника владимирской Росгвардии поехал в ведомственным госпиталь на процедуры. Оттуда он позвонил Прямову и сказал, что «собрал все документы». На самом деле Бодягин не собирался отдавать деньги.
«Помня о печальном опыте начальников УМВД Губарева и Лосева», полковник полиции твердо решил рассказать обо всем сотрудникам ФСБ. Свои мысли Бодягин озвучил Прямову, когда тот добрался до больницы. На этом допрос начальника Центра лицензионно-разрешительной работы фактически закончился. Бодягин не знал о нарушениях, обнаруженных в других подразделениях владимирского управления Росгвардии, так что по другим эпизодам уголовного дела Мокшиной он ничего пояснить больше не смог.
ФИНАНСОВЫЕ НАРУШЕНИЯ ЗАЙЦЕВА
В отделе вневедомственной охраны (ОВО) Александровского района, которым руководит Вадим Сильчихин, ревизоры нашли «ряд нарушений финансовой дисциплины». В 20-х числах апреля 2018 года начальник областного управления Росгвардии проводила совещание, где обсуждались недочеты, обнаруженные проверяющими. После совещания к Сильчихину подошел Алексей Прямов «и попросил денег для Мокшиной». Речь шла о сумме в 35-40 тысяч рублей.
Вадим Сильчихин, опасаясь дисциплинарного наказания, приехал 25 апреля к Прямову. Он зашел к нему кабинет и положил в черную папку 30 тысяч рублей наличными — больше начальника александровского ОВО с собой не было. Оставшиеся 10 тысяч Сильчихин передал Прямому 8 мая тем же способом, спрятав купюры в черную папку на столе у замглавы регионального управления Росгвардии. Свидетель подчеркнул, что лично Мокшина денег у него не просила. Прямов же рассказал Сильчихину, что 40 тысяч рублей нужны для улаживания вопросов с ревизорами.
Все финансовые нарушения александровский отдел вневедомственной охраны устранил еще во время проверки, но в итоговый акт они все равно попали. Например, ревизоры заметили, что одному из сотрудников в документах неверно обозначили категорию — вместо «бухгалтер I категории» ей присвоили статус «инженера I категории». Из-за этого человеку переплатили 84 тысячи рублей. Сильчихин, ежемесячная зарплата которого — 49 тысяч рублей, лично компенсировал траты. Вопрос адвокатов о том, откуда свидетель взял деньги, судья Евтухов попытался снять, но начальник александровского ОВО ответил, что воспользовался личными сбережениями.
Адвокатов Мокшиной заинтересовала другая история, описанная в материалах уголовного дела главы владимирской Росгвардии, но до сих пор не преданная огласке. Одно из финансовых нарушений, которое заметили ревизоры, касалось сотрудника алексадровского отдела вневедомственной охраны Зайцева. Незадолго до проверки финансово-хозяйственной деятельности он ездил в командировку в Воронеж, но не смог отчитаться по расходам на проживание в гостинице на сумму 29 тысяч рублей. Ущерб Зайцев, в итоге, возместил, также потратив личные деньги.
Чеки или другие документы, подтверждающие, что Зайцев действительно останавливался в гостинице, не найдены до сих пор. На неожиданный вопрос адвокатов, нужно ли было уничтожать эти документы, Вадим Сильчихин после небольшой паузы, покраснев, ответил, что не помнит. Судья попросил защитников пояснить, какое это имеет отношение к делу. Адвокат Александр Аверин, не вдаваясь в детали ответил, что документы, подтверждающие факт проживания в гостинице, могли быть уничтожены по указанию замначальника главы Росгвардии Алексея Прямова. Вероятнее всего, этот эпизод будет подробно рассмотрен на одном из следующих заседаний. Защита Мокшиной намерена вызвать Зайцева — как свидетеля — в суд.
Пятый день судебного разбирательства по уголовному делу Алфии Мокшиной закончился тем же, чем и начался. Адвокаты вновь попросили у суда помощи в сборе доказательств, а именно сведений о перемещениях Бодягина, Сильчихина и Зайцева в апреле 2018 года, которые можно отследить с помощью мобильного телефона. Как и в начале заседания, судья Евтухов отказал в удовлетворении ходатайства, предложив вернуться к этому вопросу позже.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате