Решение о выделении администрации города Владимира субсидии в размере 767,5 миллиона рублей утверждено в рамках внесения изменений в бюджет. Уточнения в главный финансовый документ региона принято на февральском заседании ЗакСобрания Владимирской области.
Выделение денег на благоустройство привокзальной площади в трёхлетнем периоде запланировано следующим образом:
- 2025 год — 170 миллионов рублей;
- 2026 год — 497,5 миллиона рублей;
- 2027 год — 100 миллионов рублей.
В пояснительной записке указано, что деньги городу Владимиру выделяются «в связи с комплексной реконструкцией АО “РЖД” железнодорожного вокзала».
Государственная корпорация неоднократно переносила начало работ по обновлению владимирского вокзала. В августе прошлого года губернатор Александр Авдеев со ссылкой на РЖД заявлял, что капремонт начнётся в 2025 году. Логично подвязать к этому и ремонт привокзальной площади, за которую отвечает муниципалитет.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Подготовка к капремонту железнодорожного вокзала города Владимира началась в 2017 году. К работам приступили спустя два года — тогда в здании обновили окна и туалеты. В 2020 году «Российские железные дороги» показали предпроектное решение по обновлению фасадов вокзала: белокаменную облицовку предложили заменить плитами из армированного керамогранита. Урбанисты и градозащитники выступили против. Вскоре началась пандемия коронавируса, и реализацию проекта отложили.
В последние дни 2021 года на совещании у губернатора Авдеева впервые была озвучена идея объединить железнодорожный вокзал, автовокзал и площадь между ними в единый транспортно-пересадочный узел. Через некоторое время тогдашний глава города Владимира Андрей Шохин обозначил срок работ — 2023 год. Работы хотели завершить до начала 1000-летия Суздаля, так как власти ждали прибытия на торжества «огромного количества людей», в том числе высокопоставленных.

Летом 2022 года рабочие сняли часть оригинальной облицовки в юго-западном углу вокзала и установили вместо нее несколько керамогранитных секций, а осенью руководство филиала ОАО «РЖД» — Горьковской железной дороги еще раз подтвердило, что здание будет закрыто на капремонт. Этого не произошло во многом из-за того, что активисты, выступавшие против керамогранитных фасадов, предложили признать здание вокзала памятником.
Урбанисты запустили кампанию за сохранение нынешней облицовки здания железнодорожного вокзала, а архитектор Сергей Чобан и директор Государственного музея архитектуры Елизавета Лихачева опубликовали открытое письмо в защиту владимирского вокзала, являющегося примером архитектуры советского модернизма. Письмо подписали 6 тысяч человек.

Несмотря на то что научно-экспертный совет при региональной инспекции по государственной охране памятников не стал включать здание вокзала в реестр объектов культурного наследия, активисты частично добились своего: в ОАО «РЖД» пообещали в некоторых местах сохранить оригинальную белокаменную отделку. Весной 2023 года проект капитального ремонта вокзала отправили на доработку.
Тогда же Александр Авдеев признал, что «Российские железные дороги» затянули с капремонтом вокзала, и назвал новую дату начала работ — 2024 год. Одновременно с обновлением вокзала в государственной транспортной компании хотели изменить облик привокзальной площади. Предпроектные решения получились спорными: в РЖД предложили, например, вынести на улицу досмотровую зону и огородить ее высоким забором. Областным властям идея не понравилась, и они совместно мэрией Владимира решили самостоятельно заняться площадью. Авдеев говорил, что сначала надо вынести коммуникации, привести в порядок фасады домов вокруг. А глава областного центра Дмитрий Наумов в сентябре 2024 года говорил о том, что в планах властей убрать с привокзальной площади контактную сеть троллейбусов в рамках реализации проекта «Чистое небо» в исторической части города. Наумов обещал, что до вокзала будут ездить троллейбусы на автономном ходу.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.