Пошёл шестой год владимирского ада

Ровно пять лет назад, 25 марта 2013 года, Светлана Орлова была представлена в качестве временно исполняющей обязанности губернатора Владимирской области
Новости Автор: 25 марта 2018, 18:28 166 124106

25 марта 2013 года в новейшей истории Владимирской области завершилась эпоха губернатора Николая Виноградова (он управлял 33 регионом чуть более 16 лет) и началось правление Светланы Орловой. Президент России Владимир Путин назначил её временно исполняющей обязанности губернатора Владимирской области, и 25 марта она прибыла на вверенную ей территорию.

pic 877.jpg фото пресс-службы администрации Владимирской области

Полноценной главой региона Орлова стала по результатам выборов 8 сентября 2013 года, и официально вступила в должность 23 сентября. Соответственно, менее, чем через полгода её полномочия истекают, однако пока о её планах относительно участия (или неучастия) в губернаторских выборах 2018 года доподлинно ничего неизвестно.

Пять лет — достаточно длительный срок пребывания на руководящей должности, чтобы достичь определённых результатов. Редакция не рискнёт давать оценку деятельности Орловой на посту губернатора Владимирской области, но может поделиться определёнными наблюдениями относительно её стиля и методов управления регионом.

Первое — всё познаётся в сравнении. Светлану Орлову в течение первого губернаторского срока неизбежно будут сравнивать с Николаем Виноградовым, тем более, что сама Орлова регулярно это делает, заявляя что во Владимирской области в течение 16 лет, предшествующих ее появлению, «ничего не делалось», а именно столько регионом управляла команда Виноградова. Если Светлана Юрьевна останется губернатором на второй срок, то вот тогда уже придётся сравнивать результаты её труда с тем, что она сама смогла добиться за время своей первой пятилетки.

Что общего между Светланой Орловой и её предшественником Николаем Виноградовым? Только два момента. Первый. Оба - продукты советской системы подготовки кадров. Второй. Несмотря на разницу в политических взглядах - Виноградов член КПРФ, а Орлова состоит в «Единой России» - они оба являются одного политического поля ягодами, глубоко инкорпорированными в созданную Владимиром Путиным систему государственного управления. Во всём остальном они различаются кардинально.

Светлана Орлова до назначения во Владимирскую область практически никогда и ничем не руководила. Да, она была заместителем председателя Совета Федерации, но не принимала решений в сфере распоряжения и управления крупным имущественным комплексом, а выполняла представительские функции, часто — за рубежом. Виноградов же с начала семидесятых годов медленно прошёл весь путь хозяйственника-управленца по карьерной лестнице.

Николай Виноградов был очень осторожен в публичных заявлениях и медлителен в принятии решений, особенно кадровых. Светлана Орлова, напротив, прославилась громкими и неоднозначными высказывании и молниеносностью действий в кадровой политике.

Виноградов передвигался по Владимирской области тихо, без кортежей и в сопровождении всего одного-двух помощников. Если Орлова едет в какой-либо муниципалитет, то за ней следуют практически все, кто в 33 регионе входит в круг лиц, способствующих принятию решений — от руководителей областных структур до начальников региональных управлений федеральными органами власти.

Виноградов не позволял себе на публике оскорблять и третировать нижестоящих руководителей. Если кто-то из подчинённых заслуживал взбучки, то Николай Владимирович предпочитал это делать в своём кабинете, чтобы никто этого не видел. Орлова же публично увольняла не только собственных подчинённых, но и отправляла в отставку глав муниципальных образований, обещала зачистить целые районы, угрожала увольнениями руководителям независимых от неё федеральных структур и даже заявляла о желании уволить мэра Парижа.

Понятно, что силовые структуры в регионах могут по-разному выстраивать отношения с губернаторами, но при Виноградове не было такого количества уголовных дел в отношении бизнесменов, как при Орловой. С другой стороны, за время правления предыдущего губернатора, не было и столько коррупционных историй. При Виноградове только два его подчинённых — директора департаментов здравоохранения и цен и тарифов Андрей Зирин и Ольга Вен — обвинялись в коррупционных деяниях, но оба были в итоге оправданы. А из команды Орловой сразу пятеро находятся под следствием: в получении взяток обвиняют бывших вице-губернаторов по строительству Дмитрия Хвостова (он находится в СИЗО) и по имущественным и земельным отношениям Елену Мазанько (она под подпиской о невыезде из Москвы); кроме этого под домашним арестом находятся бывший директор департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг Сергей Кошелев и руководитель департамента природопользования Алексей Мигачёв. К команде Орловой также можно отнести и экс-директора ГУП Комбинат «Тепличный» Виктора Шляхова (он является супругом пресс-секретаря губернатора Риты Шляховой), который находится в СИЗО по обвинению в получении взяток и откатов.

Стоит отметить, что Виноградов не разбрасывался кадрами, а при Орловой в некоторых структурах руководители меняются постоянно. У бывшего губернатора Владимирской области было 8 заместителей, а у действующего — 10. Причём у двух замов — по строительству и развитию информационного общества — функционал вообще непонятен. Что общего, например, между департаментом строительства и госохотинспекцией, если координировать их работу необходимо было поручать одному вице-губернатору?

Если продолжить проводить параллели между губернатором Николаем Виноградовым и губернатором Светланой Орловой, то стоит отметить, что при Орловой проблемы в сфере здравоохранения и экологии во Владимирской области перешли в публичную сферу. Это не значит, что при Виноградове в региональной медицине и мусорной тематике проблем не было, но в массовые митинги и жалобы на федеральный уровень они не выплёскивались.

Также отметим, что Николай Виноградов прессу особо не жаловал, но и не бегал от неё. Светлана Орлова, наоборот, в самом начале взяла курс на сумасшедшую медийную активность и стала демонстрировать гипероткрытость для СМИ. Однако осенью 2017 года, после очередной новости о ещё одном уголовном деле в отношении членов её команды, она по сути свела на нет общение с не подконтрольными ей СМИ.

Про Виноградова много чего писали в прессе, но он никогда не позволял себе называть авторов не понравившихся ему текстов «трусами и мразями».

Стоит подчеркнуть, что за время правления Светланы Орловой продолжали «выстреливать» виноградовские наработки, но это не означает, что у нынешнего губернатора нет собственных достижений. К ним можно отнести появление целого ряда новых предприятий и производств (к примеру, дата-центр «Яндекс» или расширение мощностей на заводе «Гусар»), завершение или начало строительства социальных объектов (школ, детских садов, ледовых дворцов), развитие инфраструктуры здравоохранения, запуск Лыбедской магистрали, капитальный ремонт на федеральной трассе М-7. И это далеко не всё.

При Светлане Орловой Владимирская область зазвучала по-новому на федеральном и международном уровне, это стало возможным благодаря проведению в 33 регионе большого количества различных межрегиональных форумов, и активному участию области в выставках, в том числе за рубежом. Кроме этого, благодаря запущенной Орловой акции «Покупай Владимирское!» сильный импульс к развитию получили региональные производители продуктов питания.

А лично для Орловой в плане её политического выживания важен очень высокий результат за Владимира Путина на выборах президента России 18 марта, когда во Владимирской области к урнам пришли на 12% избирателей больше, чем шестью годами ранее.

Если говорить о том, чего Светлана Юрьевна не смогла добиться, то можно вспомнить, к примеру, «Сухой порт», оперный театр, набережную во Владимире, "диснейленд" в Загородном парке и аэропорт в Добрынском. Если она победит на губернаторских выборах 9 сентября 2018 года, то у неё будет ещё пять лет, чтобы завершить не начатое. Повторимся, сегодня пока ещё неизвестно, будет ли Орлова баллотироваться на второй срок; по крайне мере, официальных сообщений на этот счёт ещё не было.

Напомним, что Светлана Орлова довольно часто заявляла о заговорах против неё, сравнивала себя с декабристской, заявляла, что «владимирская жесть круче приморской», и рассказывала о том, что в течение первых четырёх лет свей работы на посту губернатора Владимирской области она находилась в аду.