21 февраля судебная коллегия Владимирского областного суда оставила без удовлетворения апелляционную жалобу адвокатов бывшего заместителя губернатора по строительству Владимирской области Дмитрия Хвостова на обвинительный приговор Ленинского суда. Таким образом решение суда первой инстанции по назначению Хвостову наказания в виде лишения свободы на срок 11 лет в колонии строго режима со штрафом в 28 миллионов рублей вступило в законную силу. Защита намерена «бороться до конца», настаивая на невиновности экс-вице-губернатора Владимирской области.
Перед оглашением решения коллегия облсуда в составе председательствующего Дмитрия Ильичёва, докладчика Михаила Абрамова и судьи Юлии Мальцевой удовлетворила ходатайство прокурора апелляционного отдела уголовно-судебного управления прокуратуры Владимирской области Виталия Корнилова о вызове в суд для повторного допроса собственника строительных компаний «Консоль» и «Вертикаль» Александра Шамова. Дело в том, что в жалобе на обвинительный приговор защита указала, что в показаниях девелопера о стоимости квартиры, которая была передана им Хвостову в качестве взятки, есть противоречия.
Председательствующий судья Дмитрий Ильичёв запретил прессе осуществлять видосъёмку и аудиозапись допроса Александра Шамова.
КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС, ПО КОТОРОМУ ВЗЯТКОДАТЕЛЬ МНОГОГО НЕ ПОМНИТ
Напомним, решением Ленинского суда было установлено, что Дмитрий Хвостов получил от Александра Шамова за содействие в решение его бизнес-проблем взятку, в том числе в виде квартиры в доме №15-А на улице Мира. В обвинительном заключении было сказано, что супруги Шамовы составили договор купли-продажи на это жильё с посредницей в даче-получении взятки Натальей Соловьёвой, в котором была указана сумма сделки - 2 миллиона 440 тысяч 700 рублей. Гособвинитель прямо заявлял, что фактически деньги за это имущество Шамовым не передавались. Следствие оценило стоимость квартиры в 6 миллионов рублей.
В ходе рассмотрении дела в суде первой инстанции звучали сведения, что Шамов также оплатил ремонт в этой квартире. После оглашения обвинительного приговора защита выразила несогласие с заявленной стоимостью квартиры и сомнение в том, что Александр Шамов оплачивал ремонтные и отделочные работы.
На заседании в областном суде прокурор Виталий Корнилов уточнил у свидетеля, были ли на момент передачи квартиры в собственность Соловьёвой сделаны ремонт с отделкой, оговаривалось ли проведение этих работ с Шамовым заранее и были ли ему возвращены деньги, потраченные на приведение жилья в нормальное состояние? Шамов ответил, что все работы оговаривались, они были сделаны, но денег ему никто не возвращал.
Прокурор Корнилов спросил, во сколько бы Александр Шамов оценил стоимость квартиры на момент её передачи Наталье Соловьёвой? Застройщик заявил, что она стоила «миллионов семь».
После этого «квартирные» вопросы начал задавать адвокат Дмитрия Хвостова Александр Карьгин. Он поинтересовался, где, с кем, когда и при каких обстоятельствах была достигнута договорённость о передаче жилого помещения в доме 15-А на улицеМира? Шамов затруднился вспомнить время и место, но пояснил, что вопрос обговаривался с Дмитрием Хвостовым лично, а потом через брата Соловьёвой Игоря Козырского.
Вот часть диалога между адвокатом осуждённого и свидетелем обвинения:
Александр Карьгин: В какой форме лично с Хвостовым вы это обсуждали? И за какие услуги данная квартира ему была передана?
Александр Шамов: Я уже давал показания по этому поводу, мне добавить нечего.
Александр Карьгин: Но у вас были противоречия в предыдущих показаниях... При каких обстоятельствах вы договаривались с Хвостовым по передаче этой квартиры и за какие действия он эту квартиру получил?
Александр Шамов: Я вам ответил: в деле имеются мои показания, там всё написано, больше мне добавить нечего. Слово в слово, как там.
Александр Карьгин: Вы не можете их повторить? Это же — ваши показания. Или за вас их кто-то составил?
Александр Шамов: Прошло очень много времени. Я боюсь, что вы мне опять начнёте указывать на какие-то неточности, поэтому будем основываться на том, что уже было сказано.
Александр Карьгин: За что вы передавали Хвостову квартиру?
Александр Шамов: Я передавал её в качестве взятки, я дал об этом соответствующие показания.
Александр Карьгин: За какие действия?
Александр Шамов: Почитайте дело, там всё написано.
Александр Карьгин: В договоре купли-продажи какая сумма была указана?
Александр Шамов: Два миллиона пятьсот тысяч рублей с чем-то...
Александр Карьгин: Кто определили эту сумму?
Александр Шамов: Хвостов с Козырским - с целью оптимизации налогообложения.
Александр Карьгин: А Хвостов осматривал эту квартиру перед тем, как вы её передали Соловьёвой?
Александр Шамов: Да, лично, вместе со мной.
Александр Карьгин: Вам известно, что Хвостов потом отказался от этой квартиры?
Александр Шамов: Я не понимаю сути вашего вопроса... Вы только что спросили, передавали ли я её Хвостову в качестве взятки? Я ответил утвердительно, а теперь вы говорите, что он от неё отказался... Лично при мне он от неё не отказывался.
Александр Карьгин: Отчуждение данной квартиры причинило вам какой-то ущерб из-за того, что вы передали её в качестве взятки?
Александр Шамов: Конечно, да.
Александр Карьгин: В суде первой инстанции вы говорили о том, что эта квартира стоит пять миллионов рублей. Сейчас вы указали, что уже - около семи миллионов.
Александр Шамов: Вопрос был поставлен по состоянию на сегодняшний день, я на него конкретно и ответил. По состоянию на ту дату, когда меня спрашивали об этом в Ленинском районном суде, я тоже отвечал конкретно. Я не помню свой ответ, но допускаю, что в то время я её оценил так
Александр Карьгин: А ваша супруга имеет материальные претензии к Хвостову, Козырскому, к вам?
Александр Шамов: Ко мне точно нет, а их она точно ненавидит.
Вопросы про злополучную квартиру владельцу компаний «Консоль» и «Вертикаль» задавал и Дмитрий Хвостов — он находится в СИЗО Владимирского Централа и участвовал в судебном заседании по видео-конференц-связи. Бывший вице-губернатор Владимирской области напомнил застройщику, что на следствии Шамов говорил, что Хвостов не требовал с него денег и разговоров на эти темы не вёл. Шамов ответил, что таких показаний не давал.
Такой поворот возмутил Хвостова. Он сослался на материалы дела, в которых, с его слов, есть заявления Александра Шамова о том, что Хвостов ни разу не был в пресловутой квартире. Шамов ответил, что не помнит такого в своих показаниях.
Вот фрагмент диалога между Дмитрием Хвостовым и Александром Шамовым:
Дмитрий Хвостов: Козырский вам оплачивал расходы на ремонт квартиры, за мебель, за технику?
Александр Шамов: Нет.
Дмитрий Хвостов: Как нет, если он оплачивал вам в кассу?! Ваша кассирша принимала от него денежные средства, и это есть в показаниях — и кассирши, и Козырского. Вы подтверждаете это?
Александр Шамов: Он не оплачивал нам в кассу. Я с протоколами допросов Козырского не знаком. И с протоколом допроса кассирши тоже не знаком. И, насколько я знаю, нет такого протокола.
Дмитрий Хвостов: А почему во время следствия вы отказались от очной ставки со мной?
Александр Шамов: Честно говоря, я не помню, что я отказывался от очной ставки с вами.
Дмитрий Хвостов: Вы что-то очень много не помните, если честно.
КАК ХВОСТОВ ДАРИЛ КОЗЫРСКОМУ ЧАСТЬ БИЗНЕСА ШАМОВА В КАЧЕСТВЕ ОТСТУПНОГО
Адвокат Дмитрия Хвостова Александр Карьгин решил задать Александру Шамову вопросы, не связанные с квартирой на улице Мира, 15-А, но касающиеся других аспектов дела. В частности, о доле в ООО «Вертикаль» в размере 30%, которую Шамов передал Игорю Козырскому в качестве демонстрации намерений по исполнению финансовых обязательств, взятых перед Хвостовым.
Отвечая на вопросы адвоката, Шамов пояснил, что Козырский не получал дивидендов. А после того, как бывшего вице-губернатора по строительству заключили под стражу, Александр Шамов выкупил долю Козырского обратно.
Фрагмент из диалога между Карьгиным и Шамовым.
Александр Карьгин: Сколько по времени Козырский был соучредителем компании «Вертикаль»?
Александр Шамов: Не помню точно... Несколько лет.
Александр Карьгин: Он возвращал вам эту долю?
Александр Шамов: Я её у него купил.
Александр Карьгин: Когда и при каких обстоятельствах?
Александр Шамов: При жизненных обстоятельствах.
Александр Карьгин: Когда? В каком году?
Александр Шамов: Я не помню. Я рассчитался с ним полностью, о чём есть соответствующие документы.
Александр Карьгин: В тот период, когда он отчуждал эту долю, Козырский находился под следствием?
Александр Шамов: Нет, по-моему. Я — не орган дознания, я не могу это комментировать. Я не знаю, было ли что-то в тот период в отношении него.
Александр Карьгин: За сколько вы выкупили эту долю у Козырского?
Александр Шамов: Я не хотел бы отвечать на этот вопрос, он не относится к предмету данного судебного разбирательства...
Александр Карьгин: Не вы здесь определяете, что относится к предмету судебного разбирательства.
Александр Шамов: Я хочу вот так ответить.
Александр Карьгин: Это — предмет исследования данного уголовного дела.
Александр Шамов: Доля Козырского?!
Александр Карьгин: Да.
Александр Шамов: Дело возбуждено по факту покупки мной у него доли? Я считаю, что это не относится...
Адвокат Дмитрия Хвостова пояснил суду, что Игорь Козырский продал свою долю в ООО «Вертикаль» Александру Шамову в феврале 2017 года, когда находился под следствием по обвинению в посредничестве в даче взятки Хвостову от Шамова. Александр Карьгин уверен, что обстоятельства сделки подлежат исследованию, потому что Хвостов в то время уже находился в СИЗО и не мог влиять ни на Шамова, ни на Козырского.
Карьгин поинтересовался у Шамова, были ли деньги, которые он передал Козырскому за возврат доли в ООО «Вертикаль», предназначены для Хвостова? Строитель ответил отрицательно:
ДИСКУССИЯ ВОКРУГ «ЧЁРНОГО НАЛА»
Бывший вице-губернатор Владимирской области Дмитрий Хвостов поинтересовался у Александра Шамова, не занимался ли тот (или его компании) незаконным обналичиванием денежных средств.
Согласно материалам уголовного дела, посредник в даче взятки от Шамова Хвостову бывший депутат Законодательного Собрания Сергей Курышев использовал именно такую схему, чтобы передать деньги от строителя чиновнику за то, чтобы тот оказал взяткодателю содействие в строительство детского сада в микрорайоне «Сновицы-Веризино» за счёт бюджетных средств.
Александр Шамов отверг все обвинения в нелегальном обналичивании денег.
Дмитрий Хвостов: За время работы в строительной отрасли вы занимались обналичиванием денежных средств незаконно?
Александр Шамов: Я?! Нет.
Дмитрий Хвостов: А ваши компании?
Александр Шамов: Нет, мои компании не занимались обналичиванием денежных средств; мои компании занимались строительством.
Дмитрий Хвостов: У вас какие отношения финансовые с Курышевым были?
Судья Дмитрий Ильичёв: Поясните, для чего вы задаёте такие вопросы?
Дмитрий Хвостов: Потому что Курышев занимался незаконной банковской деятельностью — обналичивал денежные средства Шамову по поддельным документам...
Судья Дмитрий Ильичёв: Это имеет отношение к настоящему делу?
Дмитрий Хвостов: Это имеет отношение к тому, что не соответствует действительности то, что Шамов мне якобы перечислил взятку за детский садик. Это имеет отношение к делу, Ваша честь.
Судья Дмитрий Ильичёв: Пожалуйста, спрашивайте.
Александр Шамов: Уточните вопрос, я не понял.
Дмитрий Хвостов: Вы перечисляли Курышеву денежные средства?
Александр Шамов: Курышеву не перечислял.
Дмитрий Хвостов: Я его компании перечисляли?
Александр Шамов: На его компанию перечислял.
Дмитрий Хвостов: А какую сумму вы перечисляли и за что?
Александр Шамов: Я не помню точно сумму, но вы знаете, за что.
Дмитрий Хвостов: Я не знаю, за что, поэтому я у вас и спрашиваю. Если бы я знал, я бы не задавал таких вопросов
Александр Шамов: В моих показаниях всё сказано, за что я перечислял деньги на компанию, подконтрольную Курышеву. Эти показания оглашались не единожды, в том числе, и в вашем присутствии. Зачем вы задаёте мне эти вопросы? Вы что — государственный обвинитель? Или защитник?
Дмитрий Хвостов: Потому что есть противоречия. По показаниям Курышева и Шамова, они перечислили Курышеву полтора миллиона, а по документам, которые были изъяты в рамках следствия, было два с половиной миллиона. Курышев дал признательные показания, что он занимался обналичиванием денежных средств за 8 процентов.
Александр Шамов: Для вас он, наверное, и обналичивал их за 8 процентов.. Вам лучше знать.
Дмитрий Хвостов: Я не знаю, для меня он денежные средства не обналичивал.
МЭРИЯ ЛОББИРОВАЛА ИДЕЮ СТРОИТЕЛЬСТВА ДЕТСКОГО САДА В «СНОВИЦЫ-ВЕРИЗИНО» ЗА СЧЁТ ШАМОВА, НО НЕ ТРЕБОВАЛА
В ходе допроса Александра Шамова задавались вопросы и о сложных взаимоотношениях между застройщиком и администрацией города Владимира. В материалах уголовного дела Дмитрия Хвостова есть сведения, что мэрия Владимира давила на владельца компаний «Консоль» и «Вертикаль» с целью принудить его к строительству детского сада в микрорайоне «Сновицы-Веризино» за счёт средств строителя. По данным следствия, Шамов выплачивал вознаграждения Хвостову за «решение вопросов» с мэрией Владимира. В ходе судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы на приговор экс-вице-губернатору Шамов заявил, что никто из мэрии Владимира на него не давил, так как по закону невозможно было заставить его возводить детсад на муниципальной земле.
Александр Шамов заявил, что несмотря на то что детский сад в микрорайоне «Сновицы-Веризино» так и не был построен (отсутствие дошкольного образовательного учреждения делает покупку жилья в этой территории менее привлекательной), он получил «всё», за что заплатил Хвостову.
Фрагмент допроса Александра Шамова в областном суде:
Александр Карьгин: Ранее вы утверждали, что до назначения Хвостова на должность вице-губернатора администрация города Владимира чинила вам различные препятствия при получении разрешительной документации на строительство, на ввод жилья в эксплуатацию. Вы подтверждаете это?
Александр Шамов: Конечно.
Александр Карьгин: Вот эти требования администрации они были законными? Они были обоснованными, или это были надуманные основания для отказа вам в выдаче документов?
Александр Шамов: Я — не эксперт и не правовед. Свою работу я знаю хорошо. Требования администрации были необоснованными, но это моё личное мнение, оценку правовую я им давать не могу.
Александр Карьгин: Вы устраняли те нарушения, которые у вас выявляла администрация города Владимира?
Александр Шамов: Нет, конечно. Это невозможно было сделать.
Александр Карьгин: А когда Хвостов стал заместителем губернатора по строительству, вы до него доводили информацию о надуманных требованиях со стороны администрации города, о том, что вам не дают строить?
Александр Шамов: Его не это интересовало. Его интересовали цель, оплата и фиксация результата.
Александр Карьгин: А вы получили в конечно итоге то, за что заплатили Хвостову деньги?
Александр Шамов: Конечно.
Александр Карьгин: То есть, детский сад построен?
Александр Шамов: Детский сад не построен, но запущена региональная программа, которая предусматривает его строительство, этот объект будет строиться то ли в 2020 году, то ли в 2021-ом.
Александр Карьгин: Но, тем не менее, вы получили всё, за что заплатили или нет?
Александр Шамов: Да.
Дмитрий Хвостов попытался добиться от Александра Шамова оглашения имён должностных лиц администрации города Владимира, которые требовали от него строительства детского сада в микрорайоне «Сновицы-Веризино» за счёт его компаний. Шамов попытался уйти от ответа:
Дмитрий Хвостов: Вы можете конкретно сказать, кто из города это лоббировал? Фамилии назвать можете?
Александр Шамов: А зачем?
Дмитрий Хвостов: Сейчас здесь я задаю вопросы.
Под таким натиском Шамов вспомнил две фамилии — Александра Авсеенка и Виталия Давидова. Никаких дополнительных подробностей он не сообщил.
После того, как допрос застройщика закончился, Дмитрий Хвостов заявил, что Александр Шамов «заводит суд в заблуждение».
Адвокат осуждённого Александр Карьгин ходатайствовал перед судом о вызове на повторный допрос Игоря Козырского и Наталью Соловьёву, которые ранее давали показания о том, что Хвостов отказался от квартиры в доме №15-А на улице Мира.
Прокурор Виталий Корнилов выступил против этого, так как защита не представила доводов, обосновывающих значимость повторного допроса свидетелей для оценки законности и приговора, вынесенного судом первой инстанции.
Председательствующий судья Дмитрий Ильичёв в удовлетворении ходатайства Александра Карьгина отказал, так как содержание показаний свидетелей Козырского и Соловьёвой в суде первой инстанции адвокатами не оспаривается, и сторона защиты не ограничена в своём праве ссылаться на них. Кроме этого, Карьгин не привёл доводов о том, что невызов Козырского и Соловьёвой на повторный допрос создаст суду апелляционной инстанции препятствия при даче должной оценки приговору Ленинского районного суда, вынесенного по делу бывшего заместителя губернатора Владимирской области по строительству.
Расшифровка допроса Александра Шамова в ходе разбирательства дела Дмитрия Хвостова в суде первой инстанции — в материале «Застройщик Шамов рассказал в суде, как давал взятки вице-губернатору Хвостову»
КОРОТКО О ДЕЛЕ ДМИТРИЯ ХВОСТОВА
23 ноября 2018 года судья Ленинского районного суд города Владимира Дмитрий Каюшкин приговорил экс-вице-губернатора Хвостова к 11 годам заключения в колонии строгого режима и назначил ему штраф в 20-кратном размере от полученных взяток — это примерно 28 миллионов рублей. Кроме этого, Дмитрию Хвостову запрещено в течение 3 лет занимать определенные государственные должности, связанные с административно-распорядительными функциями.
Дмитрий Хвостов заявлял, что его оговорили, а дело было сфабриковано с политическим подтекстом. Бывший заместитель губернатора Владимирской области Светланы Орловой заявил, что он далеко не самое большое звено в этом деле.
Экс-вице-губернатору инкриминировали 4 эпизода получения взяток от владимирских застройщиков — владельца компаний «Консоль» и «Вертикаль» Александра Шамова (он, по версии следствия, передал Хвостову порядка 18 миллионов рублей), бывшего соучредителя ООО «Комплекс-Строй» Андрея Замбина (в этом эпизоде речь идёт о взятке в 2,2 миллиона рублей) и директора строительной компании «Игротэк» Алексея Андреева, передавшего чиновнику 800 тысяч рублей. Все эти факты имели место в 2014-2016 годах.
В отношении застройщиков были возбуждены уголовные дела за дачу взяток, но в связи с их деятельным раскаянием, дела были прекращены.
В одном эпизоде с Шамовым посредником в получении взятки Хвостовым выступал тогдашний депутат Законодательного Собрания Сергей Курышев (ранее признанный виновным в совершении «пьяного» ДТП со смертельным исходом; месяц назад он был условно-досрочно освобождён), во всех остальных эпизодах посредником выступал «доверенное лицо» бывшего вице-губернатора Игорь Козырский. Козырский признал свою вину, и в рамках отдельного производства был приговорён к 6 годам условно. В деле Хвостова также фигурировала сестра Козырского Наталья Соловьёва — она участвовала в схеме по передаче денег вице-губернатору Хвостову от девелопера Шамова. Соловьёва также признала свою вину и была приговорена к 4 годам условно.
Дмитрий Хвостов не признал вину ни по одному из предъявленных ему эпизодов.
Государственный обвинитель потребовал назначить Хвостову наказание в виде 14 лет лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима, штрафу свыше 1 миллиарда рублей и запрету на замещение ряда должностей сроком на 13 лет.
Бывший вице-губернатор Хвостов в своём последнем слове заявил о своей полной невиновности, а также о том, что давшие против него показания строители его оговорили.