Вице-губернатор Боцан-Харченко: «Владимирская область не выполнила домашнее задание, поставленное ещё в 2005 году»

Заместитель губернатора Владимирской области Аркадий Боцан-Харченко заявил, что за 15 лет в регионе практически ничего не было сделано для административной реформы. Власти приступили к этой работе только в последнее время
Новости Автор: 6 октября 2020, 14:09 17 5271

7 октября на площадке Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы (ВФ РАНХиГС) пройдёт экспертное обсуждение хода административной реформы в 33-ем регионе. В семинаре примут участие заместители губернатора Владимирской области, вице-спикеры ЗакСобрания, представители политических партий и общественных организаций.

Предложение о дискуссии прозвучало на сентябрьском заседании ЗакСобрания после того, как о ходе административной реформы депутатам рассказал вице-губернатор Аркадий Боцан-Харченко, курирующий стратегическое планирование в команде Владимира Сипягина.

Боцан-Харченко заявил, что правительственное поручение о проведении административной реформы было дано ещё в 2005 году, но до избрания Владимира Сипягина губернатором во Владимирской области в этом плане практически ничего сделано не было.

Сейчас завершается первый этап реформы, который коснулся структуры обладминистрации — комитеты либо переводятся в аппарат Белого дома, либо вливаются в состав департаментов, которые выводятся из администрации.

Следующим этапом административной реформы должна стать ревизия государственных функций и услуг с оптимизацией дублирующих и избыточных полномочий.

Расшифровка основных моментов доклада Аркадия Боцан-Харченко.

Аркадий Боцан-Харченко, заместитель губернатора Владимирской области:

  • Символично, что на первом посткоронавирусном заседании Законодательного Собрания вопрос административной реформы государственного управления во Владимирской области рассматривается в первую очередь, потому что это важный вопрос. И он очень важный не только для исполнительной власти, но и значим для законодательной власти, для Владимирской области в целом.

  • По изначальному замыслу административная реформа делится на два этапа.

  • Первый этап - это приведение структуры органов исполнительной власти области в соответствие с федеральными требованиями. Второй этап - это всеобъемлющая инвентаризация полномочий, функций и [государственных] услуг с прицелом на выявление дублирующих и избыточных с последующей их оптимизацией. Именно на этом этапе возможна так называемая цифровая трансформация государственного управления. Сегодня речь пойдёт только о первом этапе административной реформы.

  • Я напомню, что чуть менее года назад, на ноябрьском заседании Законодательного Собрания мы уже говорили об этом. И, как я помню, тезис о необходимости соблюдения федеральных требований [при проведении административной реформы] депутатский корпус в общем и целом поддержал единогласно.

  • Пандемия коронавируса притормозила процесс реорганизации [структуры администрации Владимирской области].

  • Согласно утверждённой в 2005 году концепции административной реформы в Российской Федерации, утвержденной правительством, должно быть чёткое разграничение между несколькими типами ведомств - между правительством, министерствами, службами и агентствами.

  • Правительства - это стратегические цели и задачи развития, общегосударственные вопросы руководства.

  • Министерства - это государственная политика и нормативно-правовое регулирование в курируемой отрасли.

  • Службы - контрольно-надзорная деятельность в зоне ответственности. И агентства - это государственные услуги. При этом правительство состоит из его главы, заместителя главы правительства, и аппарата, обеспечивающего их деятельность. Более ничего - никаких отраслевых подразделений в правительстве не должно быть.

  • Применительно к Владимирской области, правительство - это администрация области. Министерства - это департаменты; службы - это инспекции.

  • Административная реформа во Владимирской области стартовала в 2005 году, и, к сожалению, не доведена до конца до сих пор. Более того, имеется ряд уже принятых решений, воплощённых в жизнь, которые из-за их половинчатости имеют отложенный негативный эффект. Допустим, при выделении отраслевых подразделений за администрацией области в отдельные департаменты, при их регистрации в качестве отдельных юридических лиц, по субъективным причинам, в их наименовании оставили слово «администрация». Сегодня мы получаем неудобные вопросы от [правительства Российской] Федерации. Почему именно сегодня? Дело в том, что с недавних пор на федеральном уровне запущена специализированная федеральная государственная информационная система, в которой содержится вся информация о кадровом составе государственной гражданской службы в Российской Федерации в том числе на региональном уровне. И, соответственно, прозвучали вопросы, например, почем департаменты входят в состав администрации с учётом их наименований. Нет, конечно, это не так. [Их надо было] переименовать.

  • Образно говоря, мы уже загнаны в узкий коридор [принятия] решений, по которому следует дойти до конца. Федерация в настоящее время придерживается, скажем так, последовательной и принципиальной позиции, если не сказать бескомпромиссной. 15 лет прошло. а Владимирская область по-прежнему ничего не сделала. и остаётся единственным субъектом Российской Федерации с такой проблемой.

  • Что уже сделано после ноябрьского заседания Законодательного Собрания? Первое - состоялось переименование почти всех департаментов и части инспекций. Конечно, стороннему наблюдателю может показаться, что это - очередные чиновничьи благоглупости, связанные со сменой вывески, но, на самом деле, внимательные люди уже заметили, что речь идёт о вычёркивании одного-единственного слова - «администрация». На сегодня в очереди остался департамент финансов, [бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области] по той причине, что сначала нужно переименовать государственную должность, которую занимает мой коллега [заместитель губернатора Владимирской области, директор департамента финансов, бюджетной и налоговой политики] Вячеслав Павлович Кузин, и часть инспекций. Мы ожидаем результатов реформы контрольно-надзорной деятельности на федеральном уровне. Вполне возможно, что некоторые инспекции придётся объединить в одну службу.

  • Второе - создан аппарат администрации.

  • Третье - представительство [Владимирской области при правительстве России] уже в стадии ликвидации, в ближайшее время планируется создание соответствующего подразделения в аппарате администрации и перевод туда сотрудников.

  • Четвёртое - все подразделения администрации области переводятся либо в аппарат администрации, либо в отдельные департаменты, или в уже существующие департаменты.

  • Последнее касается только отраслевых подразделений. Я подчеркну, что вывести их нужно обязательно, и сейчас вопрос стоит только так: куда именно, и как именно?

  • Теперь я озвучу подходы, которых мы придерживаемся при корректировке структуры органов исполнительной власти. Первое, как я уже говорил, это разграничение по уровням - администрация, департаменты, инспекции. Второе - распределение ведомств по блокам. Вы видите, что сформированы стратегический блок, финансовый блок, экономический блок, социальный блок, политический блок.

  • Третье - это разделение стратегического и тактического уровня государственного управления. Пожалуй, это - единственное, что является новацией, отличающей Владимирскую область от других субъектов Федерации.

  • И, наконец, четвёртое - это повышение статуса департаментов как региональных министерств. В составе департаментов появляются управления, которые должны занимать более видное место и играть более значимую роль. Соответственно, заместитель директора департамента, начальник управления, который зачастую курирует целую отрасль в рамках департамента, он находится в поле общественно-политического внимания.

  • Вы видите структуру органов исполнительной власти области.

  • Что сделано? Комитет информатизации, связи и коммуникаций преобразован в департамент цифрового развития, согласно поручению правительства Российской Федерации о создании органа власти в сфере цифровой трансформации.

  • Комитет экономического развития, комитет проектной деятельности и экспертно-аналитическое управление [объединены] в департамент регионального развития. В его составе три управления, то есть произошло разведение стратегии и тактики, о чём я говорил.

  • Все знают, что стратег и тактик в одном лице, с точки зрения эффективности государственного управления, они не могут находиться [внутри одной структуры]. Практический опыт свидетельствует о том, что при таком совмещении всюду и всегда действует исключительно тактика. Соответственно принято решение о разграничении стратегического и тактического уровней государственного управления и создании ведомства, которое занимается исключительно стратегическим планированием регионального развития, формирует стратегию развития области, план развития области, нарезает задачи другим блокам, которые действуют на тактическом уровне.

  • Я уже говорил о том, что в сфере государственного подхода к государственному управлению этот подход отличается новизной, но, тем не менее, он находится в русле того, что обсуждают на федеральном уровне, например, Минэкономразвития России уже идёт в этом направлении.

  • Далее, комитет по внутренней политике, комитет общественных связей и СМИ [объединены] в департамент региональной политики. В нём два управления, это ведомство отвечает за государственную политику в общественно-политической сфере.

  • Департамент административных органов разделён на департамент безопасности и департамент юстиции. Департаменту безопасности переданы управление по противодействию коррупции - это требование [правительства Российской] Федерации. Департаменту юстиции [переданы] комитет по государственной и муниципальной службе, подразделение, которое отвечает за регистрацию муниципальных актов. Также в департамент юстиции [включён] департамент ЗАГС и архивный департамент. Дело в том, что в каждом из этих ведомств работали по десять сотрудников, но вы понимаете. что для регионального министерства это - нонсенс.

  • Департамент инвестиций и внешнеэкономической деятельности и комитет по промышленной политике, науке и инновациям объединены в департамент экономического развития. Идея заключается в том, что департамент экономического развития, который состоит их трёх управлений - экономики, инвестиций и промышленности, выступает в качестве сводно-аналитического центра и отвечает за стратегические инвестиции и тяжёлую промышленность. Всё крупное - именно там.

***

  • Вы видите, что, по целевой модели, структура органов исполнительной власти области стала более стройной, компактной, логичной. По состоянию на осень 2018 года, насчитывалось 48 структур, по целевой модели - 31 ведомство.

  • Теперь об ожидаемых эффектах от административной реформы, от её первого этапа. Помимо того, что мы, наконец-то, выполним федеральные требования в полном объёме, мы добьёмся полной персональной ответственности глав отраслевых ведомств.

***

  • Другой эффект - выстраивание аналитической работы и стратегического планирования на региональном уровне и с перспективой на блоковом уровне. Я уже говорил об этом: стратегическое планирование без аналитической работы невозможно. Благодаря разграничению и перераспределению полномочий между ведомствами и блоками стали возможными консолидация интеллектуальных и кадровых ресурсов и выстраивание такой работы на постоянной основе. Раньше, как правило, заказывали у сторонних организаций разработку стратегии развития области, после этого документ отправлялся в долгий ящик. Это - неправильно. Нужно постоянно, рутинно работать над документом. Речь идёт о работе по её актуализации. В настоящее время, особенно в нынешнее неспокойное время, мы не можем позволить себе очередные многомиллионные бюджетные траты на доработку и актуализацию стратегии развития области.

  • В правительстве Российской Федерации, когда речь идёт о совершенствовании системы государственного управления, уже говорят о регуляторной гильотине, о цифровой трансформации, а Владимирская область по-прежнему не выполнила домашнее задание, поставленное ещё в 2005 году. Пора ставить точку.

Напомним, ранее вице-губернатор Боцан-Харченко назвал административную реформу «минным полем», через которое могут пройти только отчаянные. Кроме этого, он заявил, что комитет по туризму станет частью департамента предпринимательства, а не экономического развития, чтобы его не «придавило» тяжёлой промышленностью. Спустя неделю после этого заявления председатель комитета по туризму Алексей Цыганов подал в отставку.

Добавим, что в июле 2020 года депутат ЗакСобрания Юрий Фёдоров (в 1997-2006 годах руководил аппаратом обладминистрации в статусе вице-губернатора) раскритиковал действия команды главы региона Владимира Сипягина по административной реформе.

Самые яркие события дня — в инстаграме Зебра ТВ.