Первыми в России отказались от бэби-боксов

Владимирская область - первый регион, демонтировавший бэби-боксы - место, где попавшие в трудную ситуацию матери могли анонимно оставить новорожденного в безопасных условиях
Новости Автор: 1 марта 2016, 17:11 86 12332

Бэби-бокс во Владимирской областной детской клинической больнице (ОДКБ) демонтировали в конце 2015 года, - подтвердил Зебра ТВ уполномоченный по правам ребенка во Владимирской области Геннадий Прохорычев. Чему он лично очень рад — еще в 2012 году, когда по инициативе общественной организации «Колыбель надежды» в стену больницы вмонтировали «ящик для подкидышей», Прохорычев был категорически против этого проекта.

foto_prohorychev.jpg

В 2012 году Владимирская область стал третьим по счету, после Краснодарского и Пермского краев, регионом России, где установили бэби-боксы. Ящик был вмонтирован в стену больницы, рядом, что принципиально, никакого видеонаблюдения. На дверце - информация для мамаш со словами, что, открывая бокс и оставляя в нем ребенка, ты отказываешься от малыша. После того, как ребенок попадает внутрь, на посту медсестры срабатывает сигнал и через полторы минуты максимум подкидыша забирает персонал. По мнению инициаторов проекта, бэби-боксы дают женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, шанс анонимно отказаться от ребенка, сохранив ему жизнь.

Детский омбудсмен Владимирской области Прохорычев настаивал и продолжает настаивать: дав «зеленый свет» бэби-боксам, государство окончательно расписывается в собственной несостоятельности другими способами помочь испытывающим материальные проблемы матерям. К тому же «ящики для подкидышей» воспитывают психологию «разрешенного поведения», говорит Прохорычев, внушая «кукушкам» мысль о том, что за брошенного ребенка не придется отвечать перед законом и обществом.

Владимирский детский омбудсмен называет проект «Колыбели надежды» подрывающим основы российской семьи и намекает на некое финансирование бэби-боксов из-за рубежа. По мнению защитника прав детей, ни одна мамаша, особенно из глубинки, не поедет во Владимире к ОДКБ искать этот бокс, чтобы положить туда младенца.

И жизнь это доказала: за все годы существования во Владимире бэби-бокса ни одной жизни ребенка он не спас. А вот убитых новорожденных было много: сентябрь 2015 года - страшная находка на свалке в Тереховицах, март 2014 года - Муромский район, тело новорожденного нашел хозяин квартиры, когда уехали арендаторы, сентябрь 2013 года - Кольчугинский район, мамаша выбросила ребенка у дороги, девочка спаслась чудом, ее писк услышал проходивший мимо рыбак, сентябрь 2016 года - убийство недоношенного младенца в Меленковском районе. Даже во Владимире женщина, попавшая в тяжелую ситуацию, не подумала пойти к ОДКБ, а оставила младенца в торговом центре с запиской в коляске.

Геннадий Прохорычев рассказывает, что убедить в абсурдности затеи прежнее руководство Владимирской области и тогдашнего директора облздрава Владимира Безрукова ему не удалось. Прикрыть бэби-бокс получилось лишь в прошлом году. Как говорит детский омбудсмен, общественная организация «Родительское сопротивление» и ряд других написали письмо в адрес губернатора Владимирской области Светланы Орловой, руководства департамента здравоохранения, прокуратуры и, что, по мнению Прохорычева, сыграло ключевую роль — в региональный антитеррористический комитет. В письме противники бэби-боксов изложили свои аргументы вплоть до того, что этот «ящик для подкидышей» в стене детской больницы представляет террористическую угрозу: дескать, террористы могут положить туда бомбу и взорвать здание.

Аргументы были услышаны, бэби-бокс в ОДКБ демонтирован. Владимирская область стала первым из 10 регионов РФ, где существуют бэби-боксы, прикрывшим проект «Колыбели жизни».

minina7.jpg

Официальный представитель СУ СКР по Владимирской области Ирина Минина прокомментировала новость о закрытии во Владимире бэби-бокса в том ключе, что идея создания «колыбелей жизни» изначально была правильная, но исполнение, как водится, подкачало.

По мнению Мининой, бэби-боксы как одно из средств защиты жизни детей, безусловно, имеют право на существование как теоретически дающие женщине шанс отказаться от ребенка, не убив его, не оставляя в опасности, и при этом избежав огласки. Однако жизнь показала, что мамаша, скрывавшая беременность и втайне родившая малыша, даже не обдумывает возможность положить его в бэби-бокс. «Вы спросите на улице женщин, знают ли они о том, что такое бэби-бокс, и где он находится, - говорит Минина, - Уверена, каждая вторая не ответит на вопрос».

Если уж открыли эту колыбель, то о ней нужно было хотя бы рассказывать потенциальным «клиенткам», женщинам из групп риска да и вообще молодежи, - говорят в СледКоме.

К тому же один-единственный бэби-бокс в областном центре проблему не решит, уверены следователи. Убийство матерью новорожденного в УК РФ трактуется как «совершенное в условиях психотравмирующей ситуации». Находясь в таком состоянии, жительница, допустим, Меленок или Селиваново меньше всего будет думать о том, что надо поехать во Владимир, найти бэби-бокс и оставить там ненужного ей ребенка. А вот если бы такая «колыбель жизни» была хотя бы при районной больнице — может, и задумалась бы.

В общем, говорят в СК, бэби-боксы как проект стоит сохранить, однако о нем надо сообщать людям и, учитывая жизненные реалии, они должны быть, как минимум, по одному на район.

Добавим, что эта тема сейчас обсуждается на федеральном уровне: законопроект о бэби-боксах, создающий правовую основу для существования «ящиков для подкидышей», скоро вновь будет рассматривать Госдума.