«Происходит неконтролируемое негативное влияние на урбанистику города». Заявление архитектора Давида Крамникова в защиту исторической застройки Владимира

Известный владимирский архитектор Давид Крамников публично выступил в защиту железнодорожного вокзала столицы Владимирской области. Он раскритиковал идею ОАО «РЖД» заменить оригинальную отделку фасадов здания из белого известняка на армированный керамогранит
СПЕЦПРОЕКТЫ 19 января 2023, 14:49 8060
документ
Фото паблика «Есть места! Владимир» / Вконтакте

Почетный архитектор России Давид Крамников раскритиковал идею ОАО «РЖД» заменить оригинальную белокаменную отделку фасадов владимирского вокзала на плиты из армированного керамогранита. В своем заявлении, которое опубликовано в паблике регионального отделения Союза архитекторов России во ВКонтакте, Крамников назвал облицовку вентфасадом «неконтролируемым негативным коммерческим влиянием на урбанистику города».

«Невнимание, а порой и варварское отношение» к исторической застройке Владимира разных эпох, по мнению архитектора, нарушает связанность городской среды и приводит к нарушению целостности архитектурного облика областного центра. Как пример такого «варварского отношения» Крамников вспомнил реконструкцию зданий городской администрации, управления ФСБ по Владимирской области, пожарного депо на улице Горького и других.

Зебра ТВ публикует заявление Давида Крамникова с незначительными сокращениями.

Что-то необычное происходит в г. Владимире. Стало модно облицовывать вентилируемыми фасадными системами здания, которые уже облицованы натуральным камнем — известняком. Принцип сохранения и продолжения белокаменного зодчества, который был сформирован реставраторами в советское время, где все значимые в градостроительном отношении объекты, и объекты, непосредственно примыкающие к историческому ядру, должны были облицовываться известняком высокой плотностью, тем более что это местный материал. По нему была разработана технология его сохранения и соответствующая пропитка.

Известняк сам по себе теплый материал. Облицовка известняком требовала больших трудозатрат, но несмотря на это для Владимира в советское время, это было воспринято правильно. Он долговечен и не требовал больших затрат на долгие годы, чем другие отделочные материалы. Всем известно, что твердые породы известняка не уступают по прочности граниту и он простоял во Владимире около тысячи лет.

Но пришло время, появились современные отделочные материалы, в том числе и вентилируемые фасады, в составе которых всевозможные облицовочные материалы: керамогранит, композитные и другие материалы.

И вроде применять их в современных зданиях или улучшать фасады панельных домов, а также кирпичных хрущевок, которые не украшают город Владимир, и особенно при въездах, безобразно окрашенное напыление пеной, то есть временное утепление. Кстати, кирпичные хрущевки с безобразным остеклением балконов «украшают» центральные улицы города: Ленинский проспект, Октябрьский проспект, площадь Победы и др. Примеров удачного применения современных материалов не так много: областной суд, здание областной прокуратуры, нижние этажи жилых домов, торговые центры и др.

Побудило написать об этом — очередное решение по облицовке керамогранитом здания железнодорожного вокзала, шедевра современной советской архитектуры, который вписался в исторический силуэт города. На градостроительном совете при главном архитекторе города было отклонено решение по облицовке, но кто-то серьезно [его] лоббирует. Да, возможно, но со стороны железнодорожных путей и то должны быть оставлены элементы облицовки известняком, чтобы люди знали, что было, и прикоснулись рукой к натуральному камню. Существуют методики по восстановлению известняка и совсем недорогие, только надо обратиться к специалистам, но легче закрыть все керамогранитом и не мучиться, а также освоить деньги.

Хотя разработчики говорят, что не нарушат архитектурный облик здания вокзала, но это не так. Одновременно хочется отметить, что внутри вокзала хотят реконструировать и сделать современные интерьеры, выхолощенные и одинаковые, как везде, здесь тоже надо подумать о сохранении некоторых элементов, которые применялись в советское время как памятники той эпохи. Сейчас эта тенденция прослеживается во многих городах.

Здание ФСБ было облицовано известняком. Было монументальное архитектурное решение рядом с Белым домом разработанное институтом «Владимиргражданпроект», а превратилось после облицовки вентфасадом в обычное административное здание. Осталось только облицевать Белый дом, якобы для увязки. Хотя типовой проект, который был построен в нескольких городах России, был переделан с учетом владимирской архитектуры и облицован известняком.

Первым, почему-то облицевали здание городской администрации. Хотя оно было отделано облицовочным керамическим кирпичом, который был дефицитом в советское время. В то время был заместителем главного архитектора города В. Павловский, который лично работал над фасадом, делая тщательную раскладку деталей. Облицовочный керамический кирпич — это вечный материал и архитектурное решение было неплохим. Можно было сохранить для потомков. Получилось обычное административное здание, не претендующее на главное здание города.

Еще один шедевр классической архитектуры на ул. Горького — пожарное депо — было облицовано вентилируемыми фасадами. Не сохранили каланчу, хотя обещали. Она была визитной карточкой прежнего архитектурного решения пожарного депо и украшала ул. Горького, которая строилась в 50-е годы в сталинской неоклассики.

Еще одно здание, облицованное известняком, осталось без облицовки керамогранитом — это бывший всесоюзный проектный институт на ул. Мира. В старом здании находится «Межрегионгаз», а в новом — банк «Открытие» и другие помещения. Являясь одним из авторов и исполнителем облицовки этого монументального здания, переживаю за его сохранение, так как уже над ним немного «поиздевались» собственники, кто как мог, но принципиальное решение пока еще не совсем нарушено, а вторая очередь на ул. Батурина так и не осуществлена.

Происходит неконтролируемое негативное коммерческое влияние на урбанистику города. Невнимание, а порой и варварское отношение к исторической застройке, к сохранению архитектуры разных эпох и, как следствие, несоответствие связанной застройки в городской среде.

Поэтому прежде чем принимать решения по любому объемно-пространственному и архитектурному решению необходимо комплексно подходить к проработке всей окружающей ткани застройки в городе.

Что-то давно неслышно мнения областного градостроительного совета, который был создан при областном департаменте архитектуры и строительства. Именно он должен осуществлять градостроительную политику во всех городах области и особенно в г. Владимире, и губернатор Виноградов Н.В. лично принимал участие в заседании важных в градостроительных отношениях объектов. Главная задача архитектора-градостроителя — формирование комфортной среды, а без контроля это не получится.

Если мы хотим превратить г. Владимир и его исторические города в туристическую «Мекку», необходимо тщательно подходить ко всем периодам развития архитектуры. Старые города (здания) имеют ряд преимуществ перед новыми. Старые города богаче и цельнее новых. У них более богатые формы, более человеческий масштаб, изобилие дополнительных интересных в художественном отношении пространств.

Один затронутый вопрос об облицовке керамогранитом здания железнодорожного вокзала вылился в небольшой исторический экскурс по архитектуре города Владимира. Надеюсь, что оставшиеся здания, облицованные известняком, а их осталось не так много, сохранят свой первозданный облик и советское архитектурное наследие, а железнодорожный вокзал сохранит для потомков архитектурное решение фасадов, облицованных натуральным камнем.

Д. Крамников,
Почетный архитектор РФ,
Член правления Союза архитекторов России.

В конце прошлой недели тему сохранения памятников советского модернизма в целом и владимирского железнодорожного вокзала в частности подняли известный российский архитектор Сергей Чобан и директор Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева Елизавета Лихачева. Под их открытым письмом, опубликованном на отраслевом сайте «Архи.ру», подписались почти 4 тысячи человек, включая чиновников, муниципальных депутатов, активистов и даже работников РЖД из разных регионов России.

Свои обращения за сохранение оригинальной белокаменной облицовки фасадов владимирского вокзала также опубликовали урбанист Аркадий Гершман, фонд Ильи Варламова «Внимание», проект «Архитектурные излишества», петербургское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, и другие известные специалисты, общественники, инфлюенсеры и организации.

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.