С 2021 года во Владимирской области всё пойдёт по пятилетнему плану

Власти решили «заморозить» работу по актуализации стратегии социально-экономического развития Владимирской области до 2030 года и перейти на пятилетнее планирование. Это связано с неопределённостью, вызванной коронавирусом, а также с отсутствием понимания места и роли региона в перспективном развитии России
Новости Автор: 14 сентября 2020, 10:32 20 9168

Самое позднее в конце ноября 2020 года Законодательному Собранию Владимирской области будет представлен пятилетний план развития 33-го региона, разработанный стратегическим блоком обладминистрации под руководством вице-губернатора Аркадия Боцан-Харченко. Первая информация о начале работы по написанию этого документа появилась три с половиной месяца назад.

На пресс-конференции Боцан-Харченко сообщил, что власти решили приостановить проведение мероприятий по актуализации стратегии социально-экономического развития Владимирской, разработанной до 2030 года. Это связано с неопределённостью в мировой экономике, которая возникла в связи с распространением коронавируса, а также по причине то, что документы стратегического планирования на федеральном уровне не разработаны, что не даёт региональным властям понимания роли и места Владимирской области в перспективном развитии России.

Аркадий Боцан Харченко напомнил, что стратегия социально-экономического развития 33-го региона до 2030 года была разработана в 2009 году (при губернаторе Николае Виноградове) и актуализирована пять лет спустя (при губернаторе Светлане Орловой). На создание документа был выделен 21 миллион рублей. После того, как высшим должностным лицом Владимирской области в октябре 2018 года стал Владимир Сипягин, пошли разговоры о том, что стратегию надо бы актуализировать, и даже выделили 6 миллионов рублей на эти цели, но потом было принято решение отказаться от долгосрочного планирования в пользу пятилеток.

При этом Боцан-Харченко подчеркнул, что стратегия «не тот документ, который выбрасывается со сменой главы региона»; просто власти взяли паузу по её актуализации до лучших времён.

«С учётом ситуации в стране и мире, в условиях недостаточности средств и ресурсов, очевидно, что регион не может обеспечить всестороннее и равномерное развитие, поэтому придётся определяться с приоритетами, на которых следует сосредоточить основные усилия, концентрировать основное внимание.

Задача усложняется тем, что стратегии социально-экономического развития Российской Федерации пока ещё нет. То есть, образно говоря, не от чего плясать. Какое место, какая роль региона в составе Федерации? Какой может быть его специализации в общероссийском разделении производства и труда? Я уже не говорю о том, что мировая экономика находится в преддверии четвёртой промышленной революции, и прогнозировать новую структуру мирового хозяйства, и таким образом планировать развитие регионального хозяйства на 15 лет [вперёд] мне представляется нереалистичным» - сказал вице-губернатор.

Как пояснил Аркадий Боцан-Харченко, основная цель первого пятилетнего плана развития Владимирской области - «создание материально-технической, интеллектуально-кадровой и научно-технической базы для обеспечения прорывного развития по тем приоритетным направлениям, которые мы отберём сейчас». Власти понимают, что для этого нужны колоссальные вложения из внешних источников. Одним из них может стать федеральный бюджет — область до 2024 года может получить 34 миллиарда рублей в рамках реализации национальных проектов.

Кроме этого, Владимирская область могла бы участвовать в правительственных планах по возрождению приборостроения, радиоэлектронной и микроэлектронной промышленности. На эти цели уже зарезервированы 266 миллиардов рублей с перспективой увеличения расходов на эти цели до триллиона, и Боцан-Харченко надеется, что 33-ий регион имеет шансы на получение части этих средств:

«Мы знаем, что Владимирская область ранее была сильна именно в этом сегменте, что-то осталось в регионе - отдельные предприятия, есть кадры. Я озвучиваю эти цифры не просто так. Если Владимирская область будет решать хотя бы одну из стратегических задач развития Российской Федерации, если областное развитие будет вписано в общестрановой контекст, то на эти источники можно рассчитывать».

Вице-губернатор сообщил, что он ведёт переговоры с представителями Совета безопасности России, с государственными корпорациями (ВЭБ, «Ростех» и «Росатом») на включение Владимирской области в федеральные проекты по возрождению перспективных отраслей промышленности. Кроме этого, в ближайшее время будет подписано соглашение со специализированным научно-производственным объединением «Конверсия», а к формированию научно-технологической базы и подготовке кадров может подключиться МФТИ.

Аркадий Боцан-Харченко сообщил, что работа над пятилетним планом «в самом разгаре, но пока - в тиши кабинетов», однако у властей уже есть понимание, что для развития Владимирской области нужно сконцентрировать усилия по развитию следующих направлений:

  • точное машиностроение и цифровые технологии;

  • робототехника и беспилотные транспортные системы;

  • биокомпозиты;

  • фармацевтика;

  • туризм.

В настоящее время подчинённые Аркадия Боцан-Харченко проводят анализ предложений ведомств и органов местного самоуправления по формирования пятилетнего плана развития Владимирской области. В документ включат те из них, которые вписываются в федеральную повестку и удовлетворяют региональным потребностям.

1839_Botcan.JPG

Аркадий Боцан-Харченко, заместитель губернатора Владимирской области:

  • Курируемый мною блок увеличился в двое и обрёл цельность, необходимую для постановки и решения стратегических задач развития Владимирской области. Без упоминания подлежащих ликвидации подразделений администрации области в блок входят: департамент регионального развития, департамент цифрового развития и департамент имущественных и земельных отношений.

  • Такой состав блока является неслучайным, в него входят ведомства, которые отвечают за стратегическое планирование, за проектную деятельность, мониторинг и контроль реализации на территории [Владимирской области] федеральных и региональных государственных программ, национальных и региональных проектов. Кроме того, государственное управление, государственное имущество и земельные отношения, я имею в виду, что имущество и земли являются одновременно ресурсом и инструментом обеспечения развития региона.

  • Первое и основное - это стратегия [социально-экономического развития Владимирской области]. Понятно, что стратегия является наиважнейшим документом стратегического планирования, с горизонтом планирования в 15 лет. Понятно, что без стратегии любая тактика, сколь бы она гениальной ни была, остаётся бессмысленной, равно как и без тактики невозможна стратегия. Для корабля, на котором не знают, в какую гавань идти и каким курсом следовать, любой ветер будет попутным, и, соответственно, мы понимаем, что никуда не приплывём.

  • Стратегия социально экономического развития Владимирской области - я акцентирую ваше внимание на этом обстоятельстве - такой документ существует и действует. Стратегия расписана по 2030 год. Она была разработана в 2009 году, актуализирована в 2014 году. На её создание был выделен 21 миллион рублей. Ей руководствуются ведомства и муниципалитеты в работе по обеспечению долгосрочного развития региона.

  • Особо подчеркну, стратегия развития области не тот документ, который выбрасывается со сменой главы региона. В противном случае это - не стратегия, и, более того, впору задаваться вопросом о целесообразности и эффективности использования бюджетных средств. Это вовсе не значит. что вопрос, связанный со стратегией, снимается с повестки дня. Разумеется, сейчас, в настоящее время, необходимо понимание того, насколько адекватны и посильны для Владимирской области те направления и векторы, которые указаны в действующей стратегии.

  • С учётом ситуации в стране и мире, в условиях недостаточности средств и ресурсов, очевидно, что регион не может обеспечить всестороннее и равномерное развитие, поэтому придётся определяться с приоритетами, на которых следует сосредоточить основные усилия, концентрировать основное внимание.

  • Задача усложняется тем, что стратегии социально-экономического развития Российской Федерации пока ещё нет. То есть, образно говоря, не от чего плясать. Какое место, какая роль региона в составе Федерации? Какой может быть его специализации в общероссийском разделении производства и труда? Я уже не говорю о том, что мировая экономика находится в преддверии четвёртой промышленной революции, и прогнозировать новую структуру мирового хозяйства, и таким образом планировать развитие регионального хозяйства на 15 лет [вперёд] мне представляется нереалистичным.

  • По этому в работе над стратегией и её актуализацией принято решение взять паузу, и приступить к разработке пятилетнего плана развития области. То есть, смещение фокуса планирования на пятилетний горизонт значительно упрощает задачу и позволяет концентрироваться на формировании стартовых условий, которые позволят впоследствии обеспечить дальнейшее движение в правильно заданных направлениях. Иными словами, правильно организованная пятилетка послужит некоей отправной точкой, из которой мы можем в дальнейшем наметить векторы на 10-15 лет.

  • Основная цель пятилетки - создание материально-технической, интеллектуально-кадровой и научно-технической базы для обеспечения прорывного развития по тем приоритетным направлениям, которые мы отберём сейчас. Мы прекрасно понимаем, что для этого потребуются значительные финансовые вливания, колоссальные по своим объёмам, то есть, рассчитывать на внутренние источники было бы наивно - необходимы внешние источники, источники внешних инвестиций и длинных денег. Поэтому здесь очень важно, чтобы пятилетний план как-то коррелировался с федеральной повесткой. Я имею в виду два направления - национальные цели и национальная безопасность.

  • Национальные цели развития Российской Федерации до 2030 года - для их достижения разработаны и реализуются национальные проекты с 2019 по 2024 годы. На эти цели зарезервированы около 26 триллионов рублей. Понятно, что это - источник. На долю региона приходится порядка 34 миллиардов рублей. Поскольку всё продлили до 2030 года, ожидается корректировка объёмов финансирования. Это - первый источник.

  • Второе - это национальная безопасность. Есть ряд проблем, устранение которых является вопросом национальной безопасности, эти вопросы должны решаться в обязательном порядке и зачастую безусловно.

  • В качестве примера, применительно к Владимирской области, чтобы было понятно: первоочерёдный интерес представляет решение правительства Российской Федерации о возрождении приборостроения, радиоэлектронной и микроэлектронной промышленности, на эти цели уже предусмотрено выделение 266 миллиардов рублей до 2024 года, и прорабатывается вопрос о дополнительном финансировании на 798 миллиардов рублей до 2025 года. Это тоже источник.

  • Мы знаем, что Владимирская область ранее была сильна именно в этом сегменте, что-то осталось в регионе - отдельные предприятия, есть кадры. Я озвучиваю эти цифры не просто так. Если Владимирская область будет решать хотя бы одну из стратегических задач развития Российской Федерации, если областное развитие будет вписано в общестрановой контекст, то на эти источники можно рассчитывать.

  • Я рассчитываю на то, что удастся заручиться поддержкой, соответственно, правительства Российской Федерации в Совете безопасности Российской Федерации. Соответствующие переговоры мною уже ведутся. Кроме того, наводятся мосты в сторону государственных корпораций, которые, понятно, будут основными, скажем так, операторами и получателями этих средств - ВЭБ, «Ростех», «Росатом». Со специализированным научно-производственным объединением "Конверсия" сотрудничество уже налажено.

  • Кроме того, поскольку очевиден уклон в сторону физтеха, уже достигнута договорённость с одним из ведущих вузов страны, я имею в виду Московский физико-технический институт, он занимает лидирующую позицию в национальном рейтинге вузов России, и входит в число 50 лучших вузов мира. МФТИ необходим именно в той части, где идёт речь о формировании научно-технологической базы и подготовке кадров.

  • В настоящее время работа над пятилетним планом в самом разгаре, но пока - в тиши кабинетов. Получены предложения от ведомств и муниципалитетов, проводится их оценка, отбор с учётом федеральной повестки и региональных потребностей. Уже есть понимание, что следует ограничиться четырьмя-шестью блоками - дивизионами развития. Основной из них, ведущий - это точное машиностроение и цифровые технологии. Также рассматриваются перспективы по направлениям робототехника и беспилотные транспортные системы, биокомпозиты, фармацевтика, туризм, и так далее.

  • Предполагается, что план будет принят администрацией области и поддержан Законодательным Собранием. Соответственно, исхожу из того, что депутатскому корпусу проект плана будет представлен либо в конце октября, либо в конце ноября.

***

Вопрос:

  • Сроки пятилетки будущей с какого года пойдут?

Аркадий Боцан-Харченко:

  • С 2021 года по 2025 год. Как раз очень удобно считать по пятилеткам. Очень хорошо, что начинается именно с 2021 года.

Вопрос:

  • Вы встречались с директором НПО «Конверсия», говорили о подписании соглашения. Как продвигаются переговоры, и когда вы выйдете на подписание?

Аркадий Боцан-Харченко:

  • Мы сейчас плотно взаимодействуем. Мы условились о том, что соглашение не будет рамочным, то есть о дружбе, любви, за всё прекрасное и против сего плохого. Это будет содержательное соглашение, в котором уже будут прописаны направления, вот как раз в рамках пятилетки, все те четыре-шесть дивизионов развития, о которых я упомянул, они могут быть прописаны в этом соглашении, потому что «Конверсия» - это связующее звено между ВЭБ и госкорпорациями и регионом.

  • Вы понимаете, что речь уже будет идти об обязательствах со стороны администрации области, со стороны «Конверсии», со стороны госкорпораций и иных стратегических инвесторов. Я надеюсь, может быть, через месяц-полтора мы выйдем на подписание соглашения. Мы в самом начале пути. Честно скажу, есть только общие контуры, набросок проекта соглашения.

***

Вопрос:

  • Как раз вот по цене ошибок. Два года практически администрация области говорила о том, что создаёт стратегию социально-экономического развития региона - как вот начал губернатор [Владимир Сипягин] с момента избрания, и практически два года говорилось об этом. Проводились круглые столы, совещания, журналистов даже опрашивали на тему, что бы такого внести в стратегию социально-экономического развития Владимирской области? Сейчас выясняется, что неправильно, не надо было создавать стратегию социально-экономического развития, нужно пятилетками дальше планировать. Вопрос: вы сказали заморозили [работу над актуализацией стратегии], а куда денется этот массив информации? На кого спишутся, в конце концов, деньги потраченные за эти два года?

Аркадий Боцан-Харченко:

  • Во-первых, ни одного рубля не было потрачено на стратегию. Ни одного. Те шесть миллионов рублей, которые предусматривались в прошлом году, предусматривалось их выделить на разработку стратегии, они не были использованы, потому что пришло понимание, что... Вы помните, сначала вот эта турбулентность в мире, потом началась пандемия коронавируса. Сейчас даже по многим отраслям [непонятно, что будет дальше].

  • Я недавно читал любопытную статью о том, как один из экспертов в сфере маркетинга говорил о том, что, до пандемии коронавируса у него было понимание, как будет развиваться эта отрасль в течение 10 лет. Он рассказывал о том, какое будущее ожидает маркетинг через 10 лет, причём во всех подробностях. После пандемии коронавируса он говорит не только о том, что непонятно, когда выйдет на докризисный уровень, а, вообще, куда всё пойдёт, потому что мир изменился. То же самое и со стратегией - вообще [ничего] непонятно. Мы просто выдерживаем паузу, чтобы хоть какая-то определённость возникла.

  • Вот, к примеру, сейчас начался бюджетный цикл - формирование областного бюджета на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов. Нужен прогноз социально-экономического развития области, который формируется на основании стартовых условий, которые озвучивает Минэкономразвития России. Из года в год эти стартовые условия озвучивались в конце весны - начале лета. В этом году - гораздо позже, мы их получили совсем недавно, потому что даже на федеральном уровне есть проблемы со стратегическим планированием.