Проект строительства школы во Владимирском микрорайоне 8-ЮЗ был «так себе», и мало того, что в 2015-2016 годах денег на возведение объекта практически не было, так строители ещё и на всём умудрялись экономить. Об этом многие догадывались, но подтверждение прозвучало в судебном заседании по уголовному делу в отношении бывшего заместителя губернатора Владимирской области по строительству Дмитрия Хвостова, обвиняемого в получении взяток в крупном и особо крупном размере.
В одном из четырёх инкриминируемых ему эпизодов фигурируют брат и сестра Игорь Козырский и Наталья Соловьёва — они разработали схему по передаче Дмитрию Хвостову денежных средств от владельца строительных компаний «Консоль» и «Вертикаль» Александра Шамова на общую сумму порядка 18 миллионов рублей (участие Козырского также зафиксировано в двух других эпизодах по делу экс-чиновника).
После ареста в октябре 2016 года Хвостова брат с сестрой заключили досудебное соглашение со следствием, признали свою вину, и в июле были приговорены к условным срокам. До этого, 20 июня, Козырский и Соловьёва были допрошены в ходе разбирательства в Ленинском районном суде по председательством Дмитрия Каюшкина.
В ходе последних нескольких заседаний в суде проходит оглашение записей телефонных переговоров фигурантов уголовного дела Хвостова, сделанных оперативной службой УФСБ по Владимирской области. До 9 октября прослушивание разговоров проходило в присутствии СМИ, но потом суд удовлетворил ходатайство застройщиков Александра Шамова и Андрея Замбина о закрытии процесса на время оглашения записей, так как содержание разговоров наносит урон репутации, как их лично, так и принадлежащих им компаний.
Некоторые телефонные разговоры Игоря Козырского с Натальей Соловьёвой, а также последней — с родителями, были озвучены 3 октября. Они дополняют сведения, изложенные Соловьёвой в судебном допросе 20 июня, о том, что она с декабря 2015 года как минимум до увольнения Дмитрия Хвостова из обладминистрации в конце сентября 2016 года занималась строительством школы во Владимирском микрорайоне 8-ЮЗ.
«СТРОИТЕЛЬСТВО ЗДЕСЬ В ТАКОМ АХОВОМ СОСТОЯНИИ»
20 июня Наталья Соловьёва поясняла суду, что по образованию она является «инженером-механиком строительных и дорожных работ, машин и оборудования». И по протекции со стороны Дмитрия Хвостова заняла пост руководителя проекта по строительству школы в микрорайоне 8-ЮЗ в Ивановской домостроительной компании (Соловьёва так её назвала), которая в 2015 году выполняла работы.
Вот фрагмент допроса Соловьёвой.
Вопрос адвоката Дмитрия Хвостова Александра Карьгина:
- Вы с Хвостовым Дмитрием Анатольевичем знакомы?
Ответ Натальи Соловьёвой:
- Да, знакома
Вопрос:
- Как вы можете его охарактеризовать?
Ответ:
- Вы знаете, честно говоря, я по работе с ним познакомилась. На совещаниях была, он на стройку приезжал. Честно говоря, я даже через брата ему жаловалась, потому что строительство здесь в таком аховом состоянии, и всё что связано с ним, тем более такой большой федеральный объект надо было строить — школу [в микрорайоне 8-ЮЗ]. Поэтому...
Вопрос:
- Дмитрий Анатольевич реагировал на эти ваши замечания»?
Ответ:
- Реагировал
Вопрос:
- Положительным образом для региона это как-то сказывалось, эта реакция?
Ответ:
- Естественно, сказывалось — стройка-то продолжалась, несмотря на то, что у них финансирования, ничего не было
Вопрос:
- А вот вас Хвостов просил о чём-либо?
Ответ:
- Да я с ним виделась два раза на совещании в Белом доме и раза три-четыре на строительной площадке, когда он туда приезжал
****
Вопрос адвоката Дмитрия Хвостова Сергея Михайлова:
- Скажите, пожалуйста, уточняющий вопрос... Я так посчитал, с Хвостовым вы пять раз встречались, да?
Ответ Натальи Соловьёвой:
- Ну, может, чуть больше, но это было два раза - помню очень хорошо, на совещаниях в Белом доме, в администрации, и остальное время - на площадке строительной
Вопрос:
- Совещания в Белом доме... Можете поподробнее рассказать, что на них происходило?
Ответ:
- Происходило обсуждение строительства школы. Первое совещание, я помню, Дмитрий Анатольевич, ждали... И никто вот... Качество строительства в городе Владимире... Ни казначейство, ни заказчик, ни управление капитального строительства, никто не мог назвать сумму осваиваемых денег. Ну до смешного доходило. Это как раз у нас три месяца не было выплат, а у нас были выполненные работы. Подводились итоги, что должны были прийти в конце марта деньги, сколько надо было выплатить за работы. Никто не мог вообще сумму назвать, у всех разные
Вопрос:
- Скажите, а вам никогда не посчастливилось, может быть повезло, вы видели на этих совещаниях моменты принятия решений по какому-нибудь из проектов?
Ответ:
- В смысле проектов?
Вопрос:
- Ну, например, имеются какие-то проекты на совещаниях, да? Вы никогда не были вот в этот момент?
Ответ:
- На первом же совещании я просила, чтобы, так как у нас строительство уже шло практически полугода, сервитуты ни на одни дороги не были утверждены, дороги все не соответствовали, там очень сложный микрорайон, и я просила Дмитрия Анатольевича содействовать, чтобы нам дали дорогу, потому что у нас пошли крупногабаритные грузы — перекрытия, панели перекрытия, чтобы нам вот здесь разрешили сделать дорогу
Вопрос:
- Сделали?
Ответ:
- Сделали. Но в смысле, как сделали? Сначала там теплотрассу вскрыли, которая была завышена на полтора метра
Вопрос:
- В общем, дело делалось? Если коротко так?
Ответ:
- Ну, естественно
Кроме этого, в судебном заседании 20 июня был оглашен протокол допроса Натальи Соловьёвой на следствии от 27 октября 2016 года, на следующий день после задержания Дмитрия Хвостова. Из её показаний следователю стало ясно, что за руководство проектом строительства школы в микрорайоне 8-ЮЗ ей платили 120 тысяч рублей в месяц:
«ТУТ ДМИТРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ ЗА МОЕЙ СПИНОЙ»
На судебном заседании 3 октября были воспроизведены несколько аудиофайлов записей телефонных разговоров Натальи Соловьёвой с братом и матерью. В них она иногда называет Дмитрия Хвостова «Димкой», и говорит, что в сфере строительства во Владимирской области «у каждого своя выгода», а у «Димки» - свой интерес.
В одной из бесед с матерью Наталья Соловьёва сообщает ей о том, что вопрос о её выходе на работу руководителем проекта по строительству школы в микрорайоне 8-ЮЗ решён. При этом Соловьёва скептически высказывается о проекте учебного заведения, говорит об отсутствии документации и упрекает строителей в тотальной экономии.
Мать Соловьёвой:
- Чтобы всё было нормально. Ты же там считаешься главной?
Наталья Соловьёва:
- Ага, буду руководить проектом, стройкой
Мать Соловьёвой:
- Ты хоть построй нормально. Проект-то хороший?
Наталья Соловьёва:
- Так себе, на всём экономят
Мать Соловьёвой:
- На сколько человек [школа рассчитана]?
Наталья Соловьёва:
- Ну, там школа на 1200 [учащихся]. Два корпуса четырёхэтажных, они соединяются, и ещё отдельно спортивный зал, в него тоже переход есть. И, естественно, спортивная площадка
Мать Соловьёвой:
- Ты хоть во всём разобралась?
Наталья Соловьёва:
- Разбираюсь, да ещё документов толком нет никаких. Сейчас начну, потихоньку будем разгребать
Мать Соловьёвой:
- С кем разгребать-то [будешь]?
Наталья Соловьёва:
- Сама буду разгребать
Мать Соловьёвой:
- Ну, там, наверное, и премия какая-то будет?
Наталья Соловьёва:
- Ну не знаю, не будем на это рассчитывать, так как смета очень жёсткая, сама знаешь — составлена в ценах 2014 года, будем в 2015-2017 годах строить
Мать Соловьёвой:
- Два года будете строить школу?
Наталья Соловьёва:
- Да, там объём большой. Я мне-то какая разница [как долго строить]? Хоть три [года]
Мать Соловьёвой:
- Так ведь торопят же обычно со строительством школ
Наталья Соловьёва:
- Нет, там же рассчитано всё на два года
Мать Соловьёвой:
- А что они такой проект плохой сделали, не ахти какая школа?
Наталья Соловьёва:
- Из силикатного кирпича, мам. В один кирпич, стенка тонкая. С утеплителем и отделкой снаружи. Я с ними разговаривала и спрашивала, неужели нельзя было стенки сделать из нормального кирпича с нормальной толщиной? Вроде бы, первоначально такой вариант и был, но сейчас всё посокращали, понимаешь?
Мать Соловьёвой:
- Так холодно будет в школе-то...
Наталья Соловьёва:
- Да, нет, не будет, там же снаружи утеплитель. Знаешь, школа строится не на пять же лет, не на двадцать лет, уж построили бы из нормального кирпича
Мать Соловьёвой:
- Конечно, Может, ещё поменяете?
Наталья Соловьёва:
- Нет, уже не поменяют
Мать Соловьёвой:
- Ну, ладно
В другой беседе с родителями Наталья Соловьёва рассказала о том, что на следующий день она выходит на работу по строительству школы в 8-ЮЗ. Её мать поблагодарила «Димку» - заместителя губернатора Владимирской области по строительству Дмитрия Хвостова- за трудоустройство дочери. Соловьёва отметила, что Хвостов, который порекомендовал её на эту должность, находится «за её спиной», а, значит, по работе всё будет нормально.
Мать Соловьёвой:
- А ты сказала, что тебе раньше приходилось школы строить?
Наталья Соловьёва:
- Да, а ты тоже помнишь?
Мать Соловьёвой:
- Конечно, помню. А ты потянешь ли?
Наталья Соловьёва:
- Втянусь, да потяну. А есть куда отступать, что ли? Тут Дмитрий Анатольевич за моей спиной, здесь это не пройдёт.
«ПОКА ДУРДОМ ПОЛНЫЙ»
В одной из бесед с братом Игорем Козырским Соловьёва рассказывает о проблемах со строительством школы в микрорайоне 8-ЮЗ. При этом она называет нескольких людей по именам, без фамилий, так что их личности на слух установить невозможно, а в судебном заседании они идентифицированы не были.
Вот часть монолога Натальи Соловьёвой.
Сестра рассказала брату что потратила на строительство школы 500 тысяч рублей собственных денег. Ей пообещали их вернуть, но она в это, похоже, не верила. Она охарактеризовала ситуацию как «дурдом полный».
Наталья Соловьёва:
- На каждый блок нужно минимум два крана, чтобы, как они хотели, какое-то выполнение было. Но пока дурдом полный
Игорь Козырский:
- С фундаментом долго возиться?
Наталья Соловьёва:
- Мы планируем, если нам ничего не помешает, к апрелю [2016 года] выйти.
Игорь Козырский:
- К апрелю? Ещё и март будет
Наталья Соловьёва:
- Конечно! У нас третий и четвёртый блоки стоят пока. Сейчас, дай Бог, первый и второй доложим, и там март у нас будет третий и четвёртый.
Игорь Козырский:
- А что со сваями решили?
Наталья Соловьёва:
-
Я ещё в прошлый раз на совещании запрашивала расчёт фундамента, а там Ковальская: «Ой, а вы знаете, какой он толстый»? [Директор МБУ «Владстройзаказчик» Антон] Аручиди говорил: «Запросили»? Я говорю, что запросила, а Иван Иванович сказал, что возьмёт. Он [Аручиди]: «Запросили, дайте»! Она [Ковальская]: «Это надо быть конструктором, чтобы рассчитать». Я сказала, что восемнадцать лет проработала, и понимаю в этом толк. Замолчала. Я сказала, что пока ну буду убеждена по сваям, я свой вопрос не буду снимать. Там же вплоть до смешного! Там первые два протокола [неразборчиво, фамилия похожа на «Нагайцев», - примечание Зебра ТВ] вёл, а потом стала Ирка вести, но она-то ведёт, как положено, указывает вопрос, ответственного и сроки исполнения. Потом они всё это прекратили, так как им это не нужно, и не указывают ни ответственных, ни сроки исполнения. Вот у них оттуда, Игорь, всё и идёт
Игорь Козырский:
- Ну а смысл в таких собраниях и протоколах?
Наталья Соловьёва:
- Я так посмотрела — ******* [ничего] себе! Ирке мягко сказали: «Нас так не устраивает». Общим фразами тему размыливают в протоколе, и всё! Вот Дмитрий Анатольевич придёт, я ему всё расскажу. Это что такое?! Это можно месяцами и годами всё решать. Вот у них отсюда всё и идёт
КРАТКИЙ КУРС ИСТОРИИ ШКОЛЫ В МИКРОРАЙОНЕ 8-ЮЗ
Напомним, что школа в микрорайоне 8-ЮЗ за время руководства этим проектом со стороны Натальи Козырской, которая участвовала в схеме передаче взяток Хвостову, так и не была построена. Более того, история этого объекта сыграла определённую негативную роль в карьере бывшего губернатора Владимирской области Светланы Орловой.
12 сентября 2017 года президент Владимир Путин передал Светлане Орловой «зеленую папку» с обращениями жителей, в которую вошел вопрос и со строительством школы в микрорайоне 8-ЮЗ в городе Владимире. Губернатор Владимирской области публично заявила, что школа будет сдана до конца 2017 года.
На сомнения, высказанные в СМИ, что выполнение такого обещания вряд ли реально, Светлана Орлова и её пресс-секретарь Рита Шляхова заявили, что «приспешники Бандеры», «иностранные агенты» и «информационные скунсы» нагнетают ситуацию.
Отметим, что весной 2017 года губернатору Орловой удалось повторно выбить федеральные средства на строительство школы, однако деньги поступили только в августе, строительство школы было заморожено до сентября.
В конце сентября 2017 года департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области определил генподрядчика для достройки школы - им стала московская компания «Энергия ОМ», она была единственной, кто подал заявку на тендер. Компания обязалась достроить школу за 422,9 миллиона рублей в срок до 20 декабря.
Уже в ноябре прошлого ещё не достроенную школу начали оформлять юридически: учреждению присвоили название и номер - «Средняя общеобразовательная школа № 49». Она открыла двери 1 сентября 2018 года.
8 октября стало известно, что в новой школе частично обвалился потолок.