«Борьба с коррупцией — это такое непростое дело», - заявила губернатор Владимирской области Светлана Орлова, комментируя ситуацию с нахождением ряда её подчинённых под уголовным преследованием.
«Я ЕГО УВОЛИЛА»
Первый, о ком высказалась Светлана Орлова, стал её бывший заместитель по строительству Дмитрий Хвостов, который на момент задержания в конце октября прошлого года уже месяц как не работал в обладминистрации:
Светлана Орлова в очередной раз отметила, что правоохранительные органы в течение полутора лет ничего ей о деяниях Хвостова не сообщали. Губернатор сказала, что она упрекала и строителей в том, что они молчали.
Дмитрию Хвостова вменяют четыре эпизода получения взяток в особо крупном размере. После его задержания в 2016 году губернатор говорила, что он был уволен не за взятки, а за то, что не справился со своими обязанностями:
Это прошлогоднее заявление губернатора противоречит тому, что она сказала на последней пресс-конференции 20 декабря. Орлова, как говорится, путается в показаниях. Её слова плохо стыкуются и с тем, что говорил руководитель Следственного управления Следственного Комитета по Владимирской области Александр Еланцев. 19 января 2017 года он заявил, что губернатор узнала о задержании Дмитрия Хвостова одновременно со СМИ. Поясним, что если бы Хвостов на момент задержания был действовавшим чиновником, то непосредственно перед надеванием наручников СледКом по процедуре поставил бы губернатора в известность о своих намерениях. Но Дмитрий Хвостов был уволен за месяц до ареста, стало быть - Светлану Орлову, если она сказала правду, кто-то неформально проинформировал о грядущем задержании подчинённого, и она решила от него избавиться.
МАЗАНЬКО ВРЕМЕННО ОТСТРАНЕНА?
Кроме Хвостова, под следствием по обвинению в получении взяток в крупном размере находится и заместитель губернатора Владимирской области по имущественным и земельным отношениям Елена Мазанько. Её задержали в июне 2017 года, вице-губернатор какое-то время провела под домашним арестом, а потом её освободили под подписку о невыезде за пределы Москвы. После того, как следствие установило, что Мазанько продолжала руководить подчинённым «по удалёнке», оно добилось отстранения чиновницы от должности. Адвокаты вице-губернатора обжаловали постановление суда, и пока нет сведений, вступило ли решение в силу. Но губернатор Орлова сообщила о «временном отстранении» своей подчинённой:
Отметим, что документов о временном отстранении Мазанько от должности не продемонстрировали, но спустя сутки после этих слов губернатора на сайте администрации Владимирской области в разделе «Структура администрации» Елена Мазанько продолжала числиться заместителем губернатора Владимирской области по имущественным и земельным отношениям.
Показательно, что риторика Орловой по Мазанько за полгода сильно поменялась; если в самом начале губернатор заявляла, что задержание ее заместителя являлось «провокацией» и вице-губернатор никаких взяток не брала, то сейчас тон губернатора стал более умеренным:
В ИСТОРИИ С МИГАЧЁВЫМ НАРУШЕНИЙ НЕТ?
Ещё одним высокопоставленным чиновником, находящимся под следствием по обвинению в превышении должностных полномочий, является директор департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области Алексей Мигачёв, находящийся под домашним арестом. Кстати, из всех подчинённых Орловой, оказавшихся под уголовным преследованием, Мигачёв — единственный, в защиту и поддержку которого было опубликовано несколько коллективных открытых писем. Возможно, потому что Мигачёв - местный, а остальные - варяги, призванные Орловой. Губернатор уверена, что в его деле нет никаких нарушений:
«ДАВАЙТЕ ДОЖДЁМСЯ РЕШЕНИЯ СУДА»
Губернатор несколько раз заявила, что она не пытается оправдать никого из своих подчинённых, находящихся под следствием, но призвала не обвинять их до вынесения приговоров:
То же самое Светлана Орлова на пресс-конференции говорила и в отношении директора ГУП комбинат «Тепличный» Виктора Шляхова (на тот момент в отношении него было два уголовных дела по получению взяток и откатов, но на следующий день, 21 декабря, возбудили третье — за взятку в особо крупном размере). Формально Шляхов не является прямым подчинённым губернатора, но его жена Рита Шляхова является пресс-секретарём губернатора, и она модерировала общение Орловой со СМИ.
«ГДЕ ДЕЛА? НЕТ!»
Губернатор Владимирской области Светлана Орлова, рассуждая о коррупции среди её подчинённых, бросила 9 упрёков в адрес правоохранительных органов. Она спросила, почему не возбуждены уголовные дела по фактам, на которые она указывала. Подробностей она не сообщила. Приводим риторические вопросы губернатора в том виде, в каком она их поставила, чтобы продемонстрировать, что между главой региона и силовиками не всё так радужно. Причём только в декабре Светлана Орлова публично выразила недовольство правоохранителями как минимум второй раз:
ПО УХОДУ КОШЕЛЕВА «ЕСТЬ ВОПРОСЫ»
Отвечая на вопрос по кадровой политике в Белом доме, которую журналисты охарактеризовали, как постоянную чехарду, губернатор Владимирской области Светлана Орлова пояснила, что она могла бы привезти с собой из Москвы армию чиновников, но не сделала этого:
Присутствовавшая на пресс-конференции первый заместитель руководителя аппарата администрации Владимирской области Марина Хватова сообщила, что текучесть кадров во владимирском Белом доме составляет 15% (это немного). 40% региональных чиновников — представители молодёжи, а количество женщин среди руководителей за четыре с половиной года правления Орловой увеличилось на 15%.
Светлана Орлова обратилась к представителям СМИ с предложением трудоустроиться в администрацию Владимирской области на не очень высокооплачиваемую, но интересную работу. Моментальных откликов на это приглашение не последовало.
В качестве доказательства того, что в обладминистрации молодые люди могут продвигаться вверх по карьерной лестнице, Светлана Орлова назвала Елену Перескокову, полгода назад назначенную председателем регионального комитета по туризму.
Кроме этого, губернатор прокомментировала отставку Сергея Кошелева с поста директора департамента по развитию предпринимательства, торговли и сферы услуг:
Дмитрий Резников, главный редактор сайта «ПроВладимир»:
- Светлана Юрьевна, хотел этот вопрос задать вам год назад на предыдущей пресс-конференции, но по тем или иным причинам не получилось задать этот вопрос, и ...
Светлана Орлова, губернатор Владимирской области:
-
И целый год ты не мог мне задать этот вопрос?! Ты всё время за мной ходишь, раз сорок меня сфотографируешь за день!
-
Брифингов у вас нет, Светлана Юрьевна
-
Ага
-
Так вот я что хочу сказать: за год этот вопрос оброс дополнительным количеством эпизодов, которые подтверждают, что этот вопрос вам задать необходимо
-
Светлана Юрьевна, в ваших лоббистских способностях я не сомневаюсь, но вы всегда говорите, что это не только ваша заслуга, и так далее, это ваша команда. У меня по поводу вашей команды последние два года есть очень много вопросов, которые задают не только мы, журналисты, но и Следственный комитет в своих официальных релизах — я даже подборку сделал, но я не хочу её зачитывать, про то, какие формулировки есть у Следственного комитета, одни — у Владимирского, другие — у Московского, по некоторым вашим подчинённым и бывшим подчинённым
-
Так вот, вы часто говорите о том, что [во Владимирской области] шестнадцать лет ничего не делалось, а вот, судя по Следственному комитету, что-то не то всё-таки делается, бывает
-
Так вот я хочу спросить по поводу кадровой политики: как вы считаете, всё ли хорошо? Правильно ли кадровая чехарда? И правильно ли то, что многие ваши подчинённые, которых лично вы привезли, пригласили в регион, сейчас находятся под уголовными делами? Спасибо
-
Ну, давай по порядку. Жизнь — есть жизнь, она всегда вносит свои коррективы. Первое: только как стало известно по [заместителю губернатора Владимирской области по строительству Дмитрию] Хвостову, я его уволила. Жалко только, что год и шесть месяцев меня никто не проинформировал. И я эти вопросы задавала некоторым строителям, когда вы знаете, что у нас всё открыто
-
По [заместителю губернатора Владимирской области по имущественным и земельным отношениям] Елене Ивановне Мазанько... Но если это взятка, то взятка берётся с поличным, да? Правильно? С поличным, или не с поличным [её задержали]?
-
Я не знаю, я не юрист
-
Наверное, я тоже не юрист. Торги все — в открытом варианте, пусть проверяют, что хотят, давайте дождёмся как бы результатов, да?
-
Кстати, временно мы Елену Ивановну [Мазанько] отстранили [от должности], я, естественно, как законопослушный человек, приняла решение и подписала, хотя пишут, что нет. Временно отстранили
-
По [директору департамента природопользования и защиты окружающей среды Алексею] Мигачёву. Слушай, у меня тоже есть вопрос, да? Я в 2013 году отменила 12 лицензий [на разработку карьеров], вы помните, да? Я вам рассказывала. Кто мне только не позвонил, я даже не думала, что это такой бизнес сумасшедший. Так а что тогда по 12 лицензиям не было никаких уголовных дел?
-
Мне мои коллеги доложили, кто занимался, кто подписывал, что там нет [в истории с Мигачёвым] нарушений, понимаете, да? Вы же знаете [председателя государственно-правового комитета администрации Владимирской области Елену] Шаломенцеву? Я Шаломенцеву вызывала, [первого заместителя губернатора Владимирской области по промышленности и экономической политике Алексея] Конышева спрашивала, [они] говорят: «Нет [нарушений]»
-
Поэтому борьба с коррупцией — это такое непростое дело, я согласна с вами, да?
-
Поэтому сейчас вот... Мы ничего не скрываем, давайте дождёмся решения. Будет суд, если суд их обвинит, тогда это понятно
-
Теперь по кадровым делам. Конечно, я могла бы собрать людей из Москвы и привезти их сюда. Но вы знаете, что со мной приехало 5 или 6 человек, все остальные местные. Давай по порядку, да? Значит. Посмотрите, сколько людей в других регионах из Москвы — и по сто, и побольше, да? Но моя задача была, чтобы местные люди сами понимали, что они могут работать. И у нас сегодня... Марина, сколько у нас уже молодёжи идёт к нам на работу?
-
Хочу сказать, что у нас всего лишь 15% идёт ротация кадров, это достаточно маленький процент, и сейчас у нас порядка 40% уже молодёжи. А что касается женщин, за время работы Светланы Юрьевны Орловой губернатором, у нас уже количество руководителей-женщин тоже увеличилось на 15%
-
Короче говоря, [у нас в администрации Владимирской области - межгендерная] гармония, да?
-
Да
-
Теперь смотрите, я же тоже задаю вопрос: а где вот по Росреестру дело? Нет
-
Где дело по [бывшему директору департамента цени и тарифов администрации Владимирской области Ольги] Вен? Нет
-
Где дело, то, что касается оценщиков? Нет
-
Где полтора миллиарда? Нет
-
Где [дело] по лесу? Нет
-
А почему столько лет здесь была монополия так называемой элиты? Понимаешь, да?
-
Я никого не оправдываю, ни в коем случае, и считаю, давайте дождёмся мы решения суда, и тогда будет рассуждать, да?
-
Этот процесс [по борьбе с коррупцией] не только у нас идёт, он идёт по всей как бы стране, этот процесс, поэтому здесь сейчас больше дело за следственными органами
-
Где дело 100 миллионов в Муроме? Нет
-
Где дело по ящуру? Нет
-
Поэтому у меня тоже как-то вопросы, да?
-
Я ни в коем случае никого не защищаю, да? Но до суда мы человека не можем обвинять, пока не примет решение суд. Вот давайте дождёмся решения суда
-
А так, пожалуйста, вот мы [Елену] Перескокову выдвинули там [на должность председателя комитета по туризму], мы молодёжь двигаем
-
Если у вас [в журналистской среде] есть хорошие кадры, приходите [на работу в администрацию Владимирской области], потому что зарплата, правда, небольшая, но работать интересно, понимаете, да?
-
Почему там [Сергей] Кошелев ушёл [с поста директора департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг]? Есть там вопросы, как бы тут такие моменты, они непростые, понимаете, да?
-
Я не всё сразу могут вам тоже сказать по ряду вопросов
-
А так, я считаю, что мы абсолютно доверительно с вами общаемся. Я всегда с вами люблю встречаться, и только график моей работы — бешеный и сумасшедший