О журналистской этике на примере истории с сыном губернатора Орловой

Как на «круглом столе», организованном Общественной палатой Владимирской области, обсуждали этичность поведения региональных СМИ при освещении истории с якобы «задержанием» сына губернатора Светланы Орловой
Новости Автор: 6 марта 2016, 13:44 178 24119
Фото пресс-службы ВлГУ

«Для чего нужны все кодексы профессиональной этики и соблюдение их норм? Только для того, чтобы сохранить нашу профессию, которая стремительно теряет свой авторитет», - заявил Андрей Филинов, председатель комиссии Общественной палаты Владимирской области (ОПВО) по взаимодействию со СМИ, обеспечению свободы слова и доступа к информации. Он это сказал на «круглом столе» по «актуальным проблемам профессиональной этики в журналистском сообществе региона: новые вызовы и проблемы саморегуляции».

filinov.JPG Андрей Филинов, фото пресс-службы ВлГУ

Это мероприятие, организованное ОПВО совместно с ВлГУ, прошло 3 марта на базе Владимирского государственного университета.

Несмотря на то, что в названии мероприятия «вызовы» и «проблемы» указывались во множественном числе, дискуссия разгорелась вокруг только единственного «вызова» и одной «проблемы» - опубликования газетой «Томикс» информации с одного из московских ресурсов, в которой сообщалось о том, что сын губернатора Владимирской области Светланы Орловой якобы задержан по подозрению в совершении преступления, связанного с наркотиками.

БЫСТРОТА РЕАКЦИИ

Напомним, публикация о том, что в Москве якобы арестован сын губернатора Владимирской области Владимир Орлов, на которого вроде бы завели уголовное дело за организацию подпольной сети по сбыту наркотиков, появилась в общероссийской общественно-политической электронной газете «The Moscow Post» 9 февраля.

Публикация завершалась сообщением следующего содержания:

«Данный материал авторский, и является исключительным оценочным мнением и предположением автора текста, а также правдоподобности сведений изложенных в нем. Данный текст найден в Интернете и дословно перепечатан со статьи Николая Сомова «Напрасно старушка ждет сына домой…», опубликованной 5 февраля 2016 года на информационном ресурсе «Документы и факты» по адресу http://www.publicone.net/?p=3852».

То есть редакция «The Moscow Post» дала понять, что достоверность изложенных фактов более, чем сомнительная. Именно поэтому владимирские СМИ, за исключением «Томикса», никак не отреагировали на «сенсационную» публикацию. Примечательно, что и «Томикс» 9 февраля не перепечатал текст целиком, а в нескольких предложениях рассказал о его существовании, привёл небольшую цитату и дал ссылку.

Остальные владимирские СМИ коллег не поддержали.

Но уже на следующий день, 10 февраля, историю с «задержанием Владимира Орлова» сначала прокомментировала заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области, лидер региональных единороссов Ольга Хохлова (подробности в материале «Это не выбьет губернатора из седла»).

foto_hohlova.jpg
Ольга Хохлова

Репортёры ещё не успели подготовить материалы с пресс-конференции Хохловой, как на «сцену» вышла лично губернатор Светлана Орлова и назвала тех, кто написал о «задержании» её сына «трусами и мразями».

foto_orlova_son2.jpg

Спустя 3 дня Владимира Орлова можно было увидеть на соревнованиях по конному спорту среди русских троек в Петушинском районе.

foto_orlova_son.jpg

Несмотря на то, что Светлана Орлова после этого несколько раз возвращалась к тому, что её очерняют заказными статьями про сына, интерес СМИ к этой теме заметно снизился. И вот участники «круглого стола» придали ей новую «жизнь».

О ХАМСКИХ НАЗВАНИЯХ СТАТЕЙ В «ТОМИКСЕ»

Первым выступил народный артист России, депутат Владимирского горсовета Николай Горохов.

gorohov_gunin.JPG Николай Горохов (слева) и директор областного академического театра драмы Борис Гунин, фото пресс-службы ВлГУ

Он сразу сказал, что у него есть вопросы к «Томиксу»:

«Там иногда просто хамские статьи, просто хамские названия статей… Но уж совсем непонятно, каким образом первое лицо нашей области — губернатор — попадает в это пространство, и (публикуются) не подтверждённые факты, не подтверждённые никем… Есть презумпция невиновности, а журналист имеет право взять, и написать, никто за это не отвечает, понимаете? Указать указующим перстом — вот это, это и это. Мы иногда забываем о том, что есть не просто губернатор, у которого забот выше крыши, понимаете? Но это её сын, допустим, её ребёнок, как же вы не проверяете факты, не подтверждаете ничего, и выпускаете это в пространство»?

Горохов посоветовал СМИ быть умнее, когда они пишут о «знаковых» персонах, и напомнил, что «Господь-то — один, он всё видит». При этом актёр-депутат допускает, что среди журналистов и публикаций есть «интересные» люди и статьи, но репортёрам надо напоминать, где они работают.

«И очень важно не обидеть, не оскорбить человека, это же бумерангом вернётся», - предупредил прессу Николай Горохов.


О НЕРЕШАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ И КОММЕРЧЕСКОМ СПРОСЕ НА ФЕЙКИ

Главный редактор государственной газеты «Владимирские ведомости» Игорь Ефремов заявил, что нарушения норм и правил журналисткой этики были, есть и будут, и никакими кодексами ситуацию не изменить:

efremov.JPG Игорь Ефремов, фото пресс-службы ВлГУ
«Мы в России сравнительно недавно с этим столкнулись, но на самом деле вот эти нарушения так называемые журналистской этики — они были всегда, а, поскольку СМИ являются инструментом ведения политической борьбы, а политическая борьба — это вещь перманентная, это было всегда. Ну, собственно говоря, СМИ и задуманы не только для того, чтобы информировать, развлекать и образовывать, а прежде всего — решать какие-то вопросы... Надо к этому относиться как к данности, готовым быть к этому, надо традиционным СМИ этому пытаться противостоять, журналистскому сообществу надо противостоять этому. Но надо, в то же время, понимать, что проблема — не решаемая. Её можно лишь микшировать, или наоборот — не делать ничего, и она будет усугубляться... Мы можем обсудить, мы можем заклеймить позором отдельных авторов, или, допустим, издание, но надо понимать, что пока на эти вещи есть заказ, пока через фейковые сайты или фейковые издания вбрасываются какие-то слухи или клеветнические (сообщения), какие-то недружественные, то потом это обналичится через традиционные СМИ, и этот фейк уже становится форматом новости. Эта система создана не нами, она создана давно, и она будет работать, пока на неё есть коммерческий спрос».

Ведущий дискуссии Андрей Филинов (он возглавляет владимирский филиал ВГТРК «Россия») заявил, что если сообщество не может решить проблемы, связанные с нарушениями норм не только профессиональной, но и общечеловеческой этики, то выразить своё отношение к этому оно обязано. Это необходимо для спасения профессии журналиста, которая стремительно теряет авторитет.

«Мы молчим, часто из ложно понимаемой корпоративной солидарности, когда видим, что наши коллеги нарушают самым неприкрытым и самым, у меня не хватает слов иногда, способом нормы не столько даже профессиональной этики», - сказал Андрей Филинов.

Игорь Ефремов согласился с этим, добавив, что профессия журналиста в настоящее время «девальвируется».


О БЕЛЫХ ПЕРЧАТОЧКАХ И ВОЙНЕ С ВОЛКАМИ

Андрей Филинов согласился с Николаем Гороховым, что в информационном вбросе под условным названием «сын Орловой» «были нарушены все нормы профессиональной этики». А Игорь Ефремов назвал это «просто классическим случаем».

Член правления областного Союза журналистов, собственный корреспондент «Интерфакса» в регионе Елена Чегодаева высказалась за то, что было бы не лишним послушать представителей «Томикса», но Ефремов сказал ей, что «здесь же не судилище» и попросил её снять «белые перчаточки», так как «воевать с волками надо по-волчьи».

Филинов предложил рассмотреть «дело “сына Орловой”» на совете Союза журналистов Владимирской области по профессиональной этике под руководством Александра Петровича Сухарева.


СОВЕТ ПО ЭТИКЕ ВМЕШАЕТСЯ ТОЛЬКО ПО ЛИЧНОМУ ЗАЯВЛЕНИЮ ОРЛОВОЙ

suharev.JPG Александр Сухарев и доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью ВлГУ Светлана Соколова, фото пресс-службы ВлГУ

Бывший прокурор, а ныне известный правозащитник Александр Сухарев (перечислять организации, в которых он состоит, можно очень долго) заявил, что совет по профессиональной этике рассматривает жалобы на репортёров и СМИ только на основании личных заявлений тех, кто считает, что их опорочили в публикациях - «никаких заявлений в пользу третьих лиц не принимается». То есть рассмотрение дела «сына Орловой» возможно только на основании личного её обращения в совет СЖ по профессиональной этике.


ХАМСТВО ПОРОЖДАЕТ ХАМСТВО

Заведующая кафедрой журналистики, рекламы и связей с общественностью ВлГУ Светлана Говердовская-Привезенцева намекнула, что губернатор Владимирской области Светлана Орлова сама дала повод некоторым товарищам вести себя по отношению к ней по-хамски:

goverdovskaya.JPG Светлана Говердовская-Привезенцева, фото пресс-службы ВлГУ
«Мне кажется, что, вообще, нашу Родину захватило хамство. Хамство — главный порок нашего времени, от этого очень много зависит. И то, что сейчас в адрес первого официального лица звучат разные комментарии и высказывания, это всё тоже говорит о возможностях (это говорить), потому что этот человек пришёл в нашу область, и тоже начал рулить, в общем-то, не очень так привычно для нас, когда собирались мероприятия, собирались люди, и (им) говорили: «Так, встал! Вышел! Уволен»! И всё это показывалось по телевидению, это в газетах печаталось. И, конечно же, вот это какой-то такой посыл обратный к этому человеку, когда вот к ней также стали обращаться (подобным образом). Это уровень разговора, который возможен».

Говердовская-Привезенцева напомнила, что и в отношении ректора ВлГУ Анзора Саралидзе губернатор говорила, что он начинает работать только после того, как Орлова даст ему пинка. Слышать такое неприятно.

Андрей Филинов напомнил, что предмет разговора — профессиональная этика журналиста, а не политика. Игорь Ефремов добавил, что дискуссия посвящена «лживому слуху», «о чём нам доказали»:

«По большому счёту, это было ничто, о чём в Moscowpost публиковалось и во всех предварительных вот этих статьях. Не было ни документов, ни заявлений, цитат каких-то официальных органов, ни факта самого задержания. Всё это преподносилось с вопросительными знаками, с какими-то предысториями и вот с такой длинной припиской, что это позиция автора».

Доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью Светлана Соколова попросила не обсуждать деятельность людей, которые на «круглом столе» не присутствовали. Ефремов сказал, что никто работу сотрудников «Томикса» и не обсуждает, дискуссия касается проблемы нарушения норм профессиональной этики журналиста. Соколова сказала, что разбирается конкретная ситуация. Андрей Филинов, сказал, что без конкретных примеров в проблеме разобраться невозможно. Соколова предложила обсудить другие примеры. Филинов сказал, что он с удовольствием послушал бы о других примерах нарушения этических норм (забегая вперёд скажем, что других примеров никто не предложил).


ВСПОМНИЛИ СКАНДАЛ С «БОЛОТНЫМИ» СМИ

Главный редактор сетевого издания ТВ-Миг, член Общественной палаты города Владимира Светлана Киреева всё-же предложила вернуться к «Томиксу». Для неё «нет ничего удивительного в том, что они опубликовали материалы недостоверные».

IMG_5615.JPG Светлана Киреева — крайняя справа, фото пресс-службы ВлГУ
«Я могу вам сказать, как часто они обращаются к людям, о которых они пишут, даже если у них есть в телефонных трубках номера этих людей, как часто они берут комментарии, чтобы дать более объективную информацию, - заявила Киреева. - Коллеги из «Томикса» неоднократно нарушали этику журналистскую при подготовке своих материалов. Безусловно, очень большой просчёт с моей точки зрения, что никого из «Томикса» нет, и они не имеют права слова, уж если мы об этом говорим. Другое дело, что, может быть, кто-то из них не захотел прийти по каким-то причинам».

Вместе с тем, Светлана Киреева назвала реакцию чиновников на публикацию в «Томиксе» «неадекватной»:

«Чиновники должны быть готовы к тому, что они занимают такой пост; они должны быть готовы к тому, что о них не всегда будут писать правду; что иногда им будут вручать антипремии; что иногда в поле зрения журналистов будут оказываться их семьи, и это будет обсуждаться, даже если это не является правдой. Они, идя на эту должность, должны это понимать».

Андрей Филинов и Игорь Ефремов хором заявили, что с этим трудно спорить.

А дальше Киреева, сославшись на Владимира Путина, предложила обиженным прессой чиновникам идти в суд. Правда, она сама признала, что это дело - безнадёжное:

«Как говорил Владимир Владимирович: “Идите в суд!”». Вы знаете, когда заканчиваются выборы, и абсолютно очевидны подтасовки или что-то ещё, то Владимир Владимирович рекомендует политическим партиям проигравшим идти в суд, хотя там точно так же очевидна бесперспективность судебных дел — как правило 100% дел отказывается по результатам выборов. Здесь примерно та же самая ситуация, аналогия очень сложная, но, тем не менее, она есть».

Андрей Филинов согласился, что чиновники, реагируя на публикации о них, должны вести себя сдержанно. Но его волнует другой вопрос: «журналистское сообщество в рамках саморегуляции должно или не должно реагировать на факты появления таких материалов», как в The Moscow Post?

И вдруг Андрей Николаевич почему-то вспомнил скандал с «болотными» СМИ (напомним, 28 октября на заседании Законодательного Собрания Владимирской области более 10 депутатов обрушились с критикой на СМИ, пишущие «плохие» статьи про губернатора Светлану Орлову. Депутат Сергей Авакян тогда и ввёл в политический лексикон региона термин «болотные» СМИ, употребив его в отношении изданий Зебра ТВ, ПроВладимир и «Томикс»).

Филинов считает, что депутаты вынесли недовольство прессой на публику, так как, получается, СМИ отказывали им в высказывании их точки зрения:

«А куда этим несчастным, Господи, со всех сторон гонимым депутатам обратиться»?

Кто-то спросил Филинова:

«Это вы об олигархах что-ли»?

Ответ был дан утвердительный. Игорь Ефремов возразил Филинову, что Сергей Авакян мог легко обратиться на собственный «6 канал», да и, вообще, у выступивших против отдельных СМИ депутатов денег много, они могли бы во всей региональной прессе на платной основе опубликовать свои точки зрения по любым вопросам.

«”ТОМИКСУ” НАДО ДОПЛАЧИВАТЬ ЗА ТО, ЧТО ОН ЕСТЬ»

Доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью ВлГУ Светлана Соколова пошутила, что раньше (когда она была пресс-секретарём губернатора Владимирской области Николая Виноградова) она говорила руководству региона, что «Томиксу» «надо доплачивать за то, что он есть, потому что из-за Томиксаобласть во всех рейтингах идёт очень высоко в линейке демократизации общественной жизни».

Соколова заявила, что если бы Светлана Орлова доверилась специалистам в сфере работы СМИ при разруливании ситуации с публикациями про её сына, то область бы на ушах в течение нескольких дней не стояла.

А Игорь Ефремов заявил, что это личное дело каждого репортёра или редактора — подхватывать ли истории типа «задержания» Владимира Орлова:

«В корпоративную этику я вот не верю, потому что в базе, природа работы журналиста такова, что он зависим не от коллег в корпорации, а от издателя и от редактора, и что ему будут говорить, то он и будет делать».


«ПИАР-СЛУЖБА У НЕЁ — НИ К ЧЁРТУ»

И в этот момент в дискуссию пришлось включиться автору этих строк, проводившему онлайн-трансляцию мероприятия. Редактор Зебра ТВ рассказал, как раскручивалась вся эта истерия.

После публикации в «Томиксе» ни одно СМИ не подхватило историю с «задержанием» сына губернатора. И не подхватило бы, если бы не заявления Ольги Хохловой в защиту Светланы Орловой. Непосредственно перед пресс-конференцией Хохлова как минимум 15 минут провела в кабинете у губернатора. Зампреду ЗакСобрания вопросов про сына главы региона не задавал, что может свидетельствовать о том, что Светлана Орлова попросила Ольгу Хохлову выступить с заявлениями. И чтобы адекватно донести до общественности слова Хохловой и Орловой, нужно было разъяснить аудитории, о каких публикациях про сына губернатора идёт речь. Всё.

Андрей Филинов заявил, что «сам факт организации пресс-конференции Хохловой в защиту Орловой — это нонсенс». Но при этом, он считает, что чиновничья ошибка сама по себе не оправдывает факт этой публикации в «Томиксе» (конечно, публикация появилась до «чиновничьей ошибки», - ред.).

После этого некоторые участники дискуссии дали достаточно нелицеприятные оценки специалистам, которые организуют взаимодействие областных чиновников со СМИ (да и самим чиновникам, вплоть до высшего должностного лица):

Светлана Киреева: «Очень много людей, которые окружают губернатора и дают ей советы, как делать и что делать. И чиновники высшего эшелона зазря получают деньги».
Светлана Соколова: «Лучше бы не давали (советы)».
Светлана Говердовская-Привезенцева: «Пиар-служба у неё — ни к чёрту».
Игорь Ефремов: «Это, кстати, проблема не только пиар-службы, но и самого руководителя. Это второй на моей памяти губернатор, который считает себя «сам себе режиссёром», и абсолютно не интересуется мнением профессионалов, которые работают у него в этой отрасли».
Светлана Говердовская-Привезенцева: «Владимирская область, видимо, её тоже воспитала в чём-то».

МАТЬ ЗА СЫНА НЕ ОТВЕЧАЕТ

Старший преподаватель кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью ВлГУ Татьяна Филиппова высказала удивление от того, что во время скандала с «болотными» СМИ никто из общественных и политических деятелей, включая Союз журналистов, не дал оценку заявлениям депутатов ЗакСобрания:

«Зато мы сегодня собрались здесь, очень взволнованы тем, что и как говорится и пишется в адрес Светланы Юрьевны Орловой. Профессиональная этика журналиста — это следование совести, каким-то общечеловеческим нормам. Для меня всегда было главное — имей совесть, имей честь, и не будь свиньёй».

По поводу сына Светланы Орловой Филиппова заявила, что «простые граждане имеют больше прав на защиту частной жизни, чем должностные лица, стремящиеся к власти, влиянию или общественному вниманию».

Игорь Ефремов спросил преподавателя кафедры журналистики имеет ли значение, что СМИ опубликовало - «факт или непроверенный слух»? Филиппова сначала посоветовала Ефремову отправиться на Первый канал, и задать им этот же вопрос применительно к истории о мальчике, якобы распятом на Донбассе. Главный редактор «Владимирских ведомостей» повторил вопрос. Филиппова признала, что если информация не подтвердилась, то редакция должна извиниться. Андрей Филинов сказал, что факт не подтвердился, где извинения? Дмитрий Резников из ПроВладимира сказал, что слух о задержании сына Орловой не опровергнут. Филинов этому изумился и напомнил про презумпцию невиновности.

А Ефремов вспомнил про сталинское правило «сын за отца не отвечает». Правда, он признал, что одно дело — правила, другое — их реализация:

«Если даже принять за данность, что был опубликован факт негативный по поводу сына Орловой, но это ведь никак не относится к деятельности самой Орловой, как к государственному чиновнику. (С её стороны) последовала реакция неверная, а то, что было изначально - об этом нечего даже говорить. Вопрос другой: почему (некоторые СМИ) на это ведутся? А ответ на этот вопрос простой: если звёзды зажигают, значит, кому-то это выгодно».

А ЧТО В ИТОГЕ?

Ничего. Но уже хорошо, что была поднята сама проблема (пусть и с ярко выраженным политическим подтекстом) соблюдения этических норм региональными журналистами.

Что касается «Томикса», то в настоящее время в информационном пространстве он чаще всего упоминается в связи с темой экспроприации у его собственников части здания бывшей старой аптеки в самом центре города Владимира.