Суд по делу о взятках и мошенничестве начальника владимирского управления Росгвардии изучил, как подмосковные частные клиники передают выручку в банки

Октябрьский районный суд города Владимира допросил главного бухгалтера подмосковной частной клиники, за лечение в которой, как считает следствие, начальник управления Росгвардии по Владимирской области Алфия Мокшина расплатилась купюрами, полученными в качестве взяток
СПЕЦПРОЕКТЫ Автор: 21 января 2020, 15:41 10 5843
репортаж

В Октябрьском районном суде города Владимира продолжилось рассмотрение уголовного дела начальника управления Росгвардии по Владимирской области Алфии Мокшиной. Ее обвиняют в мошенничестве, получении взяток и приготовлении к получению взяток. Все преступления, как полагает следствие, Мокшина совершила весной 2018 года, когда в силовом ведомстве проходила ревизия финансово-хозяйственной деятельности.

Во вторник, 21 января, суд изучал, как деньги, полученные начальником владимирской Росгвардии от подчиненных, оказались в Коломне. Считается, что Мокшина частично оплатила ими лечение в частной клинике. Впервые эта история прозвучала во время допроса сотрудника ФСБ, под надзором которого происходила передача взяток главе управления Росгвардии по Владимирской области. На 12-й день судебного заседания рассказ силовика отчасти подтвердила главный бухгалтер подмосковного частного медцентра Людмила Немая.

Допрос свидетельницы проходил по видеосвязи. Немая, вместе с адвокатом Мокшиной Евгением Груздевым и ее дочерью, находились в Коломенском городском суде. Сама начальник владимирской Росгвардии с адвокатом Александром Авериным задавали вопросы из Октябрьского районного суда города Владимира. Вопреки опасениям защиты, кроме участников дела в комнате, где сидела свидетельница, никого из посторонних не было.

IMG_2321.JPG

Людмила Немая совмещает работу главным бухгалтером в нескольких частных фирмах, объединенных под брендом лечебного центра «Семейный доктор». Две коломенских частных клиники находятся в пешей доступности друг от друга. Немой не составляло большого труда каждый вечер приходить в регистратуру, забирать дневную выручку у администратора и относить деньги в сейфы, отдельные для каждой из четырёх фирм. Ключи от сейфов были только у нее. По словам Людмилы Немой, она никому не оставляла их, даже когда уходила в отпуск.

Бухгалтер копила деньги несколько дней, после чего относила в один из операционных офисов Банка Москвы или ВТБ. Чтобы ничего не перепутать, выручка за каждый отдельно взятый день вместе с кассовыми чеками хранились в отдельных файлах. По словам Людмилы Немой, в 2018 году она относила заработанные деньги в банк не чаще двух раз месяц. Средний дневной оборот коломенской клиники «Семейный доктор» на тот момент не превышал 200 тысяч рублей, несмотря на то, что в день лечебный центр посещали 100-150 человек.

Свидетельница призналась, что незнакома с Алфией Мокшиной, но видела ее фамилию среди медицинских карт пациентов «Семейного доктора» на следующий день после операции. Это была суббота – Немая не смогла вспомнить ни одной точной даты, как бы не спрашивали ее адвокаты или гособвинитель. По словам главного бухгалтера, «в мае будет два года», как начальник управления Росгвардии по Владимирской области обращалась к ним клинику. Договор с Мокшиной заключал непосредственно лечащий врач.

Руководитель владимирской Росгвардии платила за медицинские услуги наличными деньгами, но сколько – Людмила Немая не смогла сказать. Свидетельница объясняла, что прошло слишком много времени, поэтому всех деталей она может не помнить. Старший помощник прокурора города Владимира Татьяна Мельник попросила суд огласить протокол допроса Немой, датированный 2018 годом.

Главный бухгалтер «Семейного доктора» рассказывала следователям, что Алфия Мокшина приехала к ним в клинику на улице Шилова в Коломне 11 мая 2018 года. В тот же день с ней заключили договор, по которому начальник владимирской Росгвардии заплатила 100 тысяч рублей наличными. Людмила Немая забрала деньги из кассы тем же вечером и положила их к себе в сейф. Мокшина переночевала в лечебном центре и 12 мая (как раз в субботу) уехала.

Спустя три дня, 15 мая, в клинику приехал «сотрудник органов ФСБ с двумя понятными». Он предъявил удостоверение и потребовал принести ему выручку за 11 мая. По требованию силовика, Людмила Немая достала деньги из сейфа и принесла ему, вместе с копиями первой страницы медкарты Алфии Мокшиной и счета на оплату услуг.

Сотрудника ФСБ интересовали пятитысячные купюры, вспомнила свидетельница, отвечая на вопросы суда. Он изъял их и составил соответствующий акт. У него был какой-то перечень, отметила главный бухгалтер (вероятно, имеется ввиду список номеров банкнот, которые под надзором ФСБ передавались Алфие Мокшиной якобы от имени ее подчиненных). Представитель силовых структур также попросил скинуть ему на флешку записи с камер видеонаблюдения, после чего ушел. Вся процедура, по словам Немой, заняла не больше 15 минут. Спустя примерно четыре месяца в клинику снова приходили представители правоохранительных органов, но все закончилось опросом под протокол.

На уточняющие вопросы адвокатов, относила ли она дневную выручку в банк в периоды с 1 по 11 мая 2018 года, с 15 по 20 мая 2018 года, а также 12 или 14 мая 2018 года, Людмила Немая затруднилась ответить. Главный бухгалтер уточнила, что работает в малом предприятии, поэтому банк не так строго контролирует даты поступления денег на счета фирм. У стороны защиты есть документы, опровергающие слова и позицию свидетельница. Адвокаты представят их суду позже.

Алфия Мокшина не отрицает, что лечилась в коломенском лечебном центре. Поехать туда ей предложила сотрудник владимирского ОМОНа Людмила Жулидова - еще один свидетель, допрошенный 21 января. Жулидова хотела узнать для себя, сколько стоит пластическая операция, и заодно поддержать свою начальницу и подругу. Свидетельница отзывалась о руководителе владимирской Росгвардии как о «честном, трудолюбивом человеке», «никогда не переходившим на личности и уважительно относившегося к подчиненным», а также «всегда старался помочь и ездил в детский дом», над которым силовики взяли шефство.

IMG_2324.JPG

Жулидова познакомилась с Мокшиной несколько лет назад на ведомственных соревнованиях по рукопашному бою, в которых участвовал сын свидетельницы. Женщины сблизились, поддерживали дружеские отношения. Когда впервые встал вопрос о лечении Алфии Мокшиной, Жулидова поехала вместе с ней в одну из ивановских клиник, чтобы выяснить подробности необходимой операции.

Поездка случилась в начале 2018 года, по словам Людмилы Жулидовой – в «январе-феврале, точно не помню, но было прохладно». Женщин на своем личном автомобиле вез в Иваново и обратно майор полиции Алексей Прямов, будущий заместитель начальника управления Росгвардии по Владимирской области, который считается посредником при передаче взяток от подчиненных к Мокшиной. Ивановские врачи запросили за операцию и пребывание в клинике 270 тысяч рублей – слишком дорого по оценкам Жулидовой и Мокшиной. На обратном пути во Владимире женщины обсуждали услышанное и решили, что можно найти медицинский центр дешевле.

Вечером 10 мая 2018 года, в день, когда завершилась проверка финансово-хозяйственной деятельности, Жулидова и Мокшина поехали в подмосковный Воскресенск. Сотрудниц владимирской Росгвардии вез Владимир Малов - водитель, работающий в региональном силовом ведомстве (он не смог дать показания в суде, так как попал в госпиталь). Зачем именно Алфие Мокшиной понадобилось ехать в Воскресенск, Жулидова не знал. Малов во время допроса у следователя предполагал, что его начальник планирует там провести отпуск.

11 мая около 10 утра Мокшина и Жулидова приехали в коломенскую клинику. На этот раз их подвозила на автомобиле подруга начальницы владимирской Росгвардии, некая Галина. Женщины втроем вошли в здание лечебного центра. Галина и Людмила Жулидова остались у регистратуры, а Алфия Мокшина ушла вместе с врачом в приемный кабинет, рассказала свидетельница.

Сколько стоила операция, необходимая Мокшиной в «Семейном докторе», Жулидова не знала, но предположила, что «на порядок дешевле», чем в Иваново. Она сделала такой вывод, узнав прейскурант на нужную ей процедуру: коломенские врачи просили за услугу 45 тысяч рублей, тогда как ивановские – свыше 80 тысяч рублей. По просьбе адвокатов, сотрудница ОМОНа уточнила, что Мокшина ходила везде с черным клатчем, во всяком случае, только такой она видела. По версии следствия, напомним, майор полиции Прямов передал несколько взяток начальнику владимирской Росгвардии, положив деньги в маленькую красную дамскую сумку.

Заседание по уголовному делу Алфии Мокшиной возобновится 29 января. В Октябрьском районном суде продолжится допрос свидетелей обвинения.

ЧТО БЫЛО РАНЬШЕ

В первый день заседания адвокаты Мокшиной потребовали вернуть уголовное дело в прокуратуру из-за нарушений во время следствия. Суд не удовлетворил это ходатайство защиты.

Второй день начался с оглашения обвинительного заключения. Глава владимирской Росгвардии не признала себя виновной. Алфия Мокшина заявила, что ее уголовное дело искусственно создано руководителями региональных силовых структур, которые хотели убрать Светлану Орлову с поста губернатора Владимирской области.

Третий день суд посвятил допросу первого потерпевшего — начальника (УВО) Владимирской области Алексея Севостьянова. Его показания легли в основу эпизода о мошенничестве.

На четвертый день еще один потерпевший, начальник финансово-экономического отдела регионального УВО Ольга Равковская, рассказала о передаче Алфие Мокшиной 50 тысяч рублей в коробке из-под «Рафаэлло». Заместитель начальника регионального управления Росгвардии Алексей Прямов, проходящий свидетелем по делу, попытался объяснить суду, как он по требованию Мокшиной собирал деньги с подчиненных.

Допрос свидетелей обвинения продолжался и в течение всего пятого дня заседания. Перед судом выступили замглавы владимирской Росгвардии, полковник полиции Андрей Бодягин, а также глава отдела вневедомственной охраны (ОВО) по Александровскому району Вадим Сильчихин. Адвокаты дали понять, что некоторые служебные документы были уничтожены во время ревизии, но с какой целью – пока непонятно.

Шестой день оставил еще больше вопросов. Руководители ОВО в Петушинском и Кольчугинском районах должны были просто уточнить информацию, ранее озвученную в суде другими свидетелями. Но Сергей Просыпалов и Сергей Кашутин, на двоих собравшие для Мокшиной 35 тысяч рублей, путались в показаниях, неуверенно и односложно отвечали на прямые вопросы адвокатов.

Весь седьмой день суд потратил на опрос бывшего сотрудника ФСБ, под надзором которого заместитель Алфии Мокшиной, майор полиции Алексей Прямов собирал взятки с подчиненных. Экс-оперативник впервые озвучил, на что потратила деньги начальник владимирской Росгвардии: мечеными купюрами она якобы расплатилась за лечение в одной из подмосковных клиник.

Членов ревизионной комиссии Центрального округа Росгвардии начали допрашивать на восьмой день. Их показания кардинально отличались от тех, что давали владимирские силовики. Расхождения были заметны во всем, начиная с оценки грубости нарушений и заканчивая характеристикой Мокшиной.

Во время девятого, десятого и одиннадцатого дней заседании в Октябрьском районном суде ждали двенадцать сотрудников Центрального округа Росгвардии, проверявших финансово-хозяйственную деятельность владимирского управления силовой структуры весной 2018 года. Никто из свидетелей не приехал, поэтому гособвинитель зачитывала протоколы их допроса, почти слово в слово повторявшие друг друга.

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате