Октябрьский районный суд города Владимира приговорил начальника регионального управления Росгвардии Алфию Мокшину к трём годам лишения свободы условно с испытательным сроком три года. В течение трёх лет ей запрещено занимать руководящие должности в структурах Росгвардии. Прокуратура настаивала на более серьёзном наказании: реальном лишении свободы, штрафе и лишении звания полковника полиции.
Алфия Мокшина признана виновной по эпизоду уголовного дела, связанного с мошенничеством. Четыре других эпизода, связанные с получением взяток, переквалифицированы в превышение должностных полномочий. Опираясь на свидетельские показания, записи телефонных разговоров и видео со скрытых камер, обвинению доказало, что весной 2018 года Алфия Мокшина через посредника незаконно собирала с подчиненных деньги.
Два года назад в управлении Росгвардии по Владимирской области проходила проверка финансово-хозяйственной деятельности. Ревизоры из Центрального округа обнаружили в бухгалтерской отчетности районных подразделений силового ведомства множество нарушений и недочетов. Как выяснило следствие, Алфия Мокшина предложила руководителям проштрафившихся подразделений передать ей деньги, чтобы убедить проверяющих не вносить найденные нарушения в итоговый акт ревизии.
Собирать деньги она поручила своему заместителю Алексею Прямову, но тот рассказал обо всем ФСБ. Чтобы доказать вину Мокшиной, Прямов под надзором оперативников в точности исполнил просьбу своего начальника. Он собрал в общей сложности 105 тысяч рублей с замглавы владимирской Росгвардии Андрея Бодягина, а также начальников отделов вневедомственной охраны по Александровскому, Кольчугинскому и Петушинскому районам.
Кроме того, по версии следствия, Алфия Мокшина — также через своего заместителя Прямова — потребовала деньги от руководителя управления вневедомственной охраны (УВО) по Владимирской области Александра Севостьянова и начальника финансового-экономического отдела УВО Ольги Равковской. Севостьянов вложил 27 тысяч рублей, Равковская — 23 тысячи рублей. Начальник финансово-экономического отдела передала Мокшиной наличные в коробке из-под конфет «Рафаэлло» в «Кофейне на Чехова» во Владимире. В приговоре суда сказано, что Алфия Мокшина должна вернуть эти деньги Равковской и Севостьянову.
По окончании ревизии, как выяснили сотрудники ФСБ, Алфия Мокшина уехала в Коломну для лечения в частной клинике. Услуги медцентра она частично оплатила деньгами, собранными с подчиненных. Силовики нашли в сейфе клиники купюры, номера которых совпадали с теми, что ранее были переданы начальнику владимирской Росгвардии в качестве взяток. Спустя полтора месяца, 27 июня 2018 года, Следственный комитет по материалам проверок ФСБ возбудил в отношении Мокшиной уголовное дело.
Суд над Алфией Мокшиной начался в сентябре 2019 года. В начале заседания начальник владимирской Росгвардии заявила о политической подоплеке ее уголовного преследования. Она обвинила руководителей региональных силовых структур в желании сместить Светлану Орлову с поста губернатора Владимирской области путем обвинения людей из ее ближайшего окружения в надуманных преступлениях. Об этом же Мокшина заявила, когда произносила последнее слово.
Фабула обвинения выглядела стройной, но защита нашла множество несостыковок и недомолвок в материалах дела. Адвокаты Александр Аверин и Евгений Груздев открыто говорили о фальсификации доказательств со стороны следствия и настаивали на полной невиновности своей подзащитной. Впоследствии обычно хранившая молчание во время суда Алфия Мокшина сделает еще одно заявление, в котором расскажет о «порочных с юридической точки зрения методах работы» силовиков.
Так, защита отметила, что начальника владимирской Росгвардии задержали не с поличным, а спустя почти два месяца после совершение преступлений. Лингвистическая экспертиза показала, что у записей телефонных разговоров, приложенных к материалам дела, нет логичного начала и конца, то есть они могли быть выдернуты из контекста. На видео, сделанных с помощью скрытой камеры, не видно моментов передачи денег — на эти и другие странности Аверин и Груздев обращали внимание суда в течение почти всех 10 месяцев, что длилось следствие.
Адвокаты столкнулись с трудностями в сборе доказательств невиновности Мокшиной. Пока шел судебный процесс, Александр Аверин и Евгений Груздев подали два десятка ходатайств, в которых просили у суда содействия в получении необходимых им сведений, но каждый раз получали отказ. По мнению начальника владимирской Росгвардии, процесс шел «односторонне, в сугубо обвинительном уклоне, без соблюдения принципов равноправия и состязательности сторон». Под конец заседания Алфия Мокшина заявила отвод судье Юрию Евтухову, но тот не нашел оснований для удовлетворения ее требований.
Государственный обвинитель — старший помощник прокурора города Владимира Татьяна Мельник — попросила для Алфии Мокшиной шесть лет колонии общего режима и штраф в размере 500 тысяч рублей. Мельник настаивала на лишении начальника владимирской Росгвардии звания полковника полиции и удовлетворении гражданского иска Александра Севостьянова и Ольги Равковской, признанных потерпевшими по эпизоду о мошенничестве.
Сторона защиты намерена обжаловать приговор.
UPD: После заседания адвокат Алфии Мокшиной Александр Аверин так прокомментировал приговор, вынесенный судьей Юрием Евтуховым:
Старший помощник прокурора города Владимира Татьяна Мельник пояснила, что вопрос об обжаловании приговора будет рассмотрен отдельно. Аверин же считает, что государственное обвинение подаст апелляцию на решение суда.
В случае, если приговор вступит в законную силу, все деньги, которые передавали Мокшиной через посредника, она должна вернуть государству. Начальник владимирской Росгвардии также должна возместить в полном объеме ущерб, причиненный Ольге Равковской и Александру Севостьянову — вернуть им 50 тысяч рублей.
Самые яркие события дня — в инстаграме Зебра ТВ.