Как изменился город Владимир в 2019 году

Транспорт, общественные пространства и экологические протесты: наиболее заметные события в жизни главного города Владимирской области в 2019 году
СПЕЦПРОЕКТЫ Автор: 3 Января 2020, 11:18 10 4417
Итоги 2019

Прошедший год в городе Владимире запомнится в первую очередь заочным противостоянием мэрии и администрации Владимира Сипягина. Стороны пользовались любой возможностью, что упрекнуть друг друга в бездействии, непонимании, даже непрофессионализме — будь то медицинские проблемы или повышение платы за аренду муниципальных помещений.

За вялотекущим конфликтом, который развивался преимущественно в эпистолярном жанре, можно было пропустить несколько важных изменений в жизни города, которые определят его будущее на несколько лет вперед. Зебра ТВ вспоминает, какой задел для развития областного центра был создан в 2019 году.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН

Генплан — документ, определяющий пути развития городской инфраструктуры на следующие 20 лет, до 2037 года включительно. В соответствии с генеральным планом власти строят новые дороги, детские сады и школы, реконструируют историческую застройку и так далее.

Московский институт «Гипрогор» начал разработку нового владимирского генплана в 2017 году. Результат своей работы проектировщики представили через год и столкнулись с волной критики. На публичных слушаниях 6 ноября 2018 года специалисты и общественники обозначили главные болевые точки: транспортная доступность, точечная застройка и другие. Всего в адрес разработчиков направили свыше 300 замечаний, некоторые из которых так и не были учтены.

Наиболее болезненными оказались проблемы городских зеленых зон. Власти предложили застроить часть лугопарка «Дружба» высотными жилыми домами, а заброшенные сады перед Белым домом — торгово-офисными центрами. Чтобы соблюсти норматив по площади зеленых насаждений на человека, проектировщики расширили территории на городской окраине, например, в районе ТЭЦ.

Genplanmap2.jpg

Такой вариант не устроил жителей, которые собрались в инициативные группы и перешли к активным действиям. Протестующие против застройки «Дружбы» собирали подписи, передавали их губернатору Владимиру Сипягину, проводили митинги. Сторонники сохранения парковой зоны перед зданием областной администрации проводили арт-субботники, устраивали «Ресторанный день» и привлекали внимание к проблеме с помощью спортсменов и, опять же, губернатора.

XVIII-8457.jpg
XVIII-8462.jpg
На фото слева — Иван Ростовцев, лидер инициативной группы по защите парка «Дружба» от застройки. На фото справа — Полина Артюх, экоактивист, сторонник сохранения зеленой зоны напротив Белого дома

Противостояние общественников с властями длилось весь год. Оно естественным образом стихало, но 25 сентября 2019 года владимирский горсовет единогласно одобрил новый генеральный план Владимира. Несмотря на обещания сити-менеджера Андрей Шохина оставить «Дружбу» в покое и представить в обозримом будущем проект парка перед Белым домом, активисты готовятся к дальнейшей борьбе. Они намерены через суд отменить решение об утверждении генплана — и добиться его корректировки.

ОТКАЗ ОТ ПАРТИЙНЫХ СПИСКОВ

Накануне очередных муниципальных выборов во Владимире кардинально поменялась схема голосования. «Единая Россия», пользуясь количественным преимуществом, меньше чем за месяц провела через горсовет поправки в Устав города. В результате партийных списков на выборах депутатов горсовета не стало, а численность депутатского корпуса сократилась с 35 до 25 человек. Начиная с сентября 2020 года Совет народных депутатов областного центра будет состоять исключительно из одномандатников (сейчас пропорция между «одномандатниками» и «списочниками» примерно 50 на 50).

_MG_3473.jpg

Реформа представительного органа власти нужна, чтобы избиратели четко понимали, за кого голосуют. Депутаты станут доступнее, уверены сторонники изменений. При нынешней схеме на одного члена горсовета приходится в среднем 16 тысяч жителей. С увеличением числа одномандатников (а значит и округов) это число сократится до 11 тысяч человек. У избирателей появится возможность отозвать своего депутата, если они недовольны его работой.

Списки время от времени приводят к неразберихе, объясняют пользу поправок единороссы. Так, например, получилось с ЛДПР в нынешнем созыве горсовета. Формально членом Совета народных депутатов по итогам голосования должен был стать Владимир Жириновский. Депутат Госдумы по понятным причинам передал мандат Илье Потапову. Тот, в свою очередь, возложил свои полномочия на Валерия Пузанова, Пузанов — на Андрея Усова, Усов — на Марию Осетрову (ранее Зиновьеву). Символично, что Осетрова получила корочки депутата на заседании, где рассматривался вопрос об отмене партсписков.

Оппозиция в лице КПРФ, «Яблока» и той же ЛДПР единодушно выступила против. Коммунисты уверены, что отказ от списков на выборах нужен «Единой России», чтобы сохранить горсовет под своим контролем. Представители коммунистической партии утверждают, что ЕР, как политическое объединение, сильно подорвала доверие населения. Одномандатники, баллотирующиеся в качестве самовыдвиженцев, — единственный выигрышный для единороссов вариант, уверены в обкоме КПРФ. Изменение схемы голосования на предстоящих в 2020 году выборах в горсовет станет, вероятно, предметом судебного разбирательства.

БЕЗНАЛИЧНАЯ ОПЛАТА ПРОЕЗДА

В 2019 году проезд во владимирском общественном транспорте подорожал на два рубля, прекратил свое существования троллейбусный маршрут № 12, на некоторых остановках повесили интерактивные табло, показывающие время до ближайшего автобуса. Но главным нововведением по праву можно считать возможность безналичной оплаты.

IMG-3814.jpg

Система прижилась не сразу. Сначала не всех кондукторов снабдили валидаторами, затем не все валидаторы оказались готовы к оплате Apple Pay или Android Pay. Когда бесконтактную оплату более или менее наладили, возникла другая проблема — запоздалая обработка платежей. Деньги за проезд списывались (и продолжаются списываться сейчас) спустя какое-то время после поездки. Иногда списание происходило через день-два, что приводило к автоматическому попаданию банковской карты в стоп-лист.

Одновременно с бесконтактной оплатой во Владимире появились транспортные карты, в том числе персональные транспортные карты для льготников в качестве замены бумажных льготных проездных. Они вызвали недовольство в первую очередь жителей Сновиц и Боголюбово, которые лишились льгот просто потому, что их населенные пункты относятся не к Владимиру, а к Суздальскому району. Из-за нововведения транспортные расходы жителей Сновиц и Боголюбово вырастут примерно в три раза.

Сам факт существования транспортных карт не очень понятен. В Москве, где добраться из пункта А в пункт Б можно на метро, маршрутках, автобусах, троллейбусах, пригородных электричках или трамваях, транспортные карты дают неплохие преференции владельцам, начиная со скидок на проезд и заканчивая бонусами от многочисленных партнеров. Покупка карты «Владикард» не дает никаких преимуществ по сравнению с обычными банковскими картами, хотя это могло бы отчасти повысить привлекательность городских автобусов и троллейбусов.

ЛЕВЫЕ ПОВОРОТЫ НА ПЕКИНКЕ

Капитальный ремонт автодороги «Подъезд к городу Иваново» в черте Владимира, который продолжался почти два года, завершился неожиданно для горожан. Упрдор «Москва — Нижний Новгород» объявил о закрытии шести левых поворотов ради безопасности автомобилистов. Восточные районы города рисковали встать в пробках, а бизнесу, расположенному вдоль Пекинки, грозили серьезные убытки.

XX-8922.jpg

Тема быстро перешла в политическую плоскость. Городские власти обвинили Белый дом в нежелании урегулировать ситуацию. «Единая Россия» в лице Владимира Киселева попыталась донести проблему до Минтранса через депутатов Госдумы. КПРФ объявила массовый протестный митинг у стен областной администрации, который, впрочем, так и не состоялся. ЛДПР, согласно официальной версии, предпочла писать запросы в правительство, не предавая свои действия огласке. Неизвестно точно, какой способ сработал, но часть поворотов городу удалось отстоять.

Областные чиновники признают, что сохранение левых поворотов — временная мера: через пять лет Пекинка снова будет стоять в пробках. Гораздо важнее то, что в контексте транспортной проблемы власти снова заговорили о строительстве Северного объезда Владимира. Возможно, массовое недовольство жителей и поддержка губернаторов Ивановской и Костромской областей заставит Росавтодор добавить в комплексную схему развития федеральной сети автомобильных дорог новую трассу, а Пекинка станет полноценной городской магистралью.

СКВЕР НА ЧАЙКОВСКОГО

Новый сквер на улице Чайковского стал единственным общегородским общественным пространством, созданным с нуля в 2019 году. В предыдущие годы мэрия старалась преобразовать ко Дню города как минимум 2-3 площадки. Например, в 2017 году после реконструкции открылись сквер за Городским дворцом культуры и музей «Старая аптека»; в 2018 году - скверы на улице Никитской и Комиссарова, а также светомузыкальный фонтан на Театральной площади.

IMG-0950.jpg

Представители мэрии чуть ли не просили прощения у жителей, что не смогли сделать больше. На благоустройство улицы Чайковского потратили 35 миллионов рублей из городского бюджета - область работы не финансировала. Проект разрабатывала студия MIR.Architects Павла Миряшева, которая в последние годы стала главным архитектурным подрядчиком городской администрации. Пространство оформили в музыкальной тематике, в частности, выложив тротуарной плиткой клавиши рояля вокруг памятника композитору Чайковскому. Через дорогу открыли большую детскую площадку в виде корабля.

IMG-0922.jpg

Впрочем, эйфория от нового пространства, притягивающего тысячи человек из окрестных районов, спала довольно быстро. Жители домов по соседству стали жаловаться на постоянные детские крики под своими окнами. Сквер обнесли по периметру некрасивыми и опасными пешеходными ограждениями. Два биотуалета, явно знававшие лучшие времена, появились только спустя месяц после открытия. Основная площадка сквера - та, что вокруг памятника - оказалось совершенно пустой и неинтересной. Особенно хорошо это стало заметно благодаря светодиодному роялю, установленному к Новому году.

ЗАБОРЫ ВДОЛЬ ДОРОГ

Пешеходные ограждения вдоль проезжей части на владимирских улицах появлялись и раньше, но в таком количестве, как в 2019 году, пожалуй, впервые. Благодаря программе «Безопасные и качественные дороги» в десятке разных точек города установили металлические конструкции типа «Крест», основная задача которых — не допустить выход пешеходов на проезжую часть в неположенных местах.

XVIII-6184.jpg

На установку свыше трех километров заборов потрачено более пяти миллионов рублей. «Крестами» обнесли перекрестки, пешеходные переходы в районе школ. Ради ограждений вырубили несколько метров вполне здоровых на вид кустарников на улице Тракторной. Водители довольны: люди стали реже появляться на дорогах в неожиданных местах. Однако весь мир постепенно отказывается от таких ограждений в пользу снижения максимальной скорости езды по городу и других способов регулирования трафика.

Ограждения типа «Крест» — это скрепленные между собой металлические стойки, которые разлетаются во все стороны после столкновения с автомобилем, создавая тем самым опасность для людей вокруг. Заборы не дадут велосипедисту или человеку, идущему вдоль обочины увернуться от машины. Они создают проблемы коммунальным службам во время зимней уборки улиц и просто некрасивы. В некоторых российских городах муниципальные власти успешно оспаривают предписания ГИБДД об установке ограждений, но во Владимире даже толком не попытались это сделать.

В 2020 году по программе «Безопасные и качественные дороги» запланирован ремонт восьми участков городских дорог, а значит пешеходных ограждений с высокой долей вероятности станет больше.

foto_zabortraf.jpg